Нас не догонят. Криминальный триллер о молодых и дерзких.
(Las leyes de la frontera, 2021, Испания)
Главное, не перепутайте. Джефф Монсон - это лысый американский мужик с "накачанными" ушами, борющийся в клетке. Даниэль Монсон - испанский режиссер/сценарист, наиболее известный своим суровым триллером "Камера 211".
И нет - они даже не родственники.
Стартовав в начале 2000-х как режиссер-фантаст, после ухода в другой жанр и внезапного успеха "Камеры 211" Монсон и дальше мотыжил чернозем криминально-психологических триллеров. С обязательной игрой в них харизматичного Луиса Тосара - и впрямь, незачем почем зря отказываться от успешной творческой формулы.
К сожалению, последующим работам Даниэля ("Эль-Ниньо", "Юкатан") это не помогло и популярности они не снискали. Поэтому в новой его картине на сеньоре Тосаре решили сэкономить. Да и на сколько-нибудь известных испанских актерах тоже, ведь "Законы пограничья" - кино о молодежи, пусть и из поколения 70-х. Которую сюда и пригнали - к счастью, не безразборно, а по предъявлению на входе актерского таланта.
Итак, Испания 1978-го, где все носят брюки-клёш, в каждой подвортне гремит диско (музычки в фильме много и она чертовски хороша, замечу), а по улицам ездят "папки" наших "ВАЗов" - "Фиаты-124". Отчего поначалу может почудиться, что мы с вами не в Жироне (Каталония), а в каких-нибудь Мытищах времен Десятой пятилетки. Разве что вывески на загадочном языке (каталанском) и непривычная архитектура быстро развеют эту иллюзию, да вон и местное юношество с девушеством не носят комсомольских значков.
А вот перед нами простой жиронский паренек Начо, которому повезло расти в порядочной и обеспеченной семье, но не повезло с детских лет носить очки. А что это за проклятье, хронические очконосцы знают и не дадут соврать.
В Каталонии же по странной традиции это усугублялось тем, что Начо продолжал терпеть оскорбления и тумаки аж в 17 лет. Хотя даже в медведикой России к этому возрасту гнобить очкариков (а также мелких, толстых, рыжих и прочих конопатых) становится стыдно и не по-пацански.
Как бы то ни было, злые жиронские оболтусы буквально не давали Начо прохода, отчего он сбегал от них... в зал игровых автоматов. О существовании которого его обидчики почему-то не знали - видимо, предпочитали в перерывах между лупцеванием Начо шахматы и чтение Сервантеса.
В том зале Начо и познакомился случайно с крутой хулиганской парочкой: амбалистым Зарко и его отпадной подружкой Тере. После чего вдруг свершилось чудо: хоть эти двое тоже подтрунивали над "ботаном", однако, немыслимое дело - НЕ БИЛИ его! Наоборот, отвели в свой бандитский район, где по ускоренному методу Илоны Давыдовой улицы обучили парня всем порокам, какие он и не чаял вкусить в своей культурной семье. И про прежнему - НЕ БИЛИ! Ни ногами, ни кулаками, ни даже саечками за испуг.
Надо ли говорить, как расцвел и приободрился Начо от такого "корефанского" к себе отношения? Как расправил он гордо свои костлявые плечи и как заблестели от счастья его очки? И даже тот факт, что теперь ему приходилось частенько хаживать с корешами "на дело", вовсе его не смущал.
Ненуачо! Тюряга - она ж для лузеров, а мы пацаны (и пацанка) настока конкретно дерзкие, что нам нуващще всё по барабану. Кароч, трепещи, Жирона и окрестности, а кто не будет трепещать, того отхлещем мы по щам!
Ну о-о-очень спорное мировоззрение, ребята!
***
В общем, не могу сказать, что некоторая романтизация Даниэлем Монсоном молодежно-уголовной темы в духе "Генералов песчаных карьеров" мне импонирует. Вовсе нет. И тем не менее хватку отличного драматурга-криминалиста создатель "Камеры 211" за 10 лет не растерял. Сняты "Законы пограничья" очень достойно, жестко и динамично. А когда надо - и откровенно, ибо "детишки" здесь трудные, бурногормонные и без сцен "на раздевание" эта история многое бы потеряла.
И, охотно повторюсь: музычка в ней расчудесная.
Так что в очередной раз испанские киноделы, считай, не подвели. Это, конечно, не их поворотистый "фирменный триллер", а триллер драматически-психологический, но и в таком поджанре, как видим, они умеют работать по-взрослому, даром что у большинства героев этой ленты еще пепси-кола на губах не обсохла.