Найти в Дзене
Исследование Писания

ПСАЛОМ 55: НЕСОМНЕННЫЕ ФАКТЫ О БОГЕ

Оглавление

ПСАЛОМ-ПЛАЧ

Псалмы 55 и 56 настолько похожи между собой, что их называют “близнецами”. Начинаются они с одной и той же просьбы: “Помилуй меня, Боже”. Оба они почти одной длины, и в обоих есть повторяющийся рефрен, который делит псалом на две части (55:5, 11; 56:6, 12). Написанные в горе и отчаянии, они представляют собой плачи одного человека. Оба начинаются с жалобы, за которой следует молитва об избавлении, а в конце звучит песнь победы и восхваления. Основная разница между ними заключается в том, что в псалме 55 после стиха 11 есть эпилог, а в псалме 56 такого эпилога нет.

Подзаголовок к псалму 55 многословнее и сложнее, чем обычно. В нем можно выделить следующие четыре сообщения. Этот псалом, как и большинство других в книге II, адресован начальнику хора. Исполняющий этот псалом должен был позаботиться, чтобы его пели в соответствии с Ионаф элем рехоким, что переводится по-разному, но означает что-то вроде “на молчаливую голубицу из отдаленных районов”. Это выражение, вероятно, указывает на мелодию, на которую следовало исполнять псалом. Это микхтам Давида, что означает “золотой” или что-то в этом роде. Это слово присутствует в подзаголовках к шести псалмам (15; 55; 56; 57; 58; 59). Возможно, этот термин подчеркивал их необычное очарование и красоту. Из подзаголовка мы также узнаем, что событием, подтолкнувшим Давида к написанию псалма 55, послужил захват его филистимлянами в Гефе.

Особый интерес в подзаголовке к псалму 55 для нас представляет исторический фон его написания. Если довериться хронологической точности псалма, то он был написан в начале тех лет, когда Давид скрывался от Саула.

Ревность Саула выросла до таких размеров, что Давид вынужден был спасать свою жизнь бегством. Какое-то время ему удавалось избегать лап царя, постоянно меняя свое местоположение среди своего собственного народа, но вскоре стало ясно, что так он долго скрываться от Саула не сможет. Давид вынужден был прибегнуть к единственному выходу: он бежал на территорию филистимлян и укрылся среди врагов Израиля. Он рассчитывал на то, что его не узнают и он, таким образом, будет в безопасности хотя бы какое-то время.

Оказавшись среди филистимлян, Давид увидел, что его план далеко не идеален. Филистимляне были опасно близки к тому, чтобы признать в нем великого полководца, воспетого Израилем, и Давиду пришлось делать вид, что он безумен (1 Цар. 21:13-15). Он мог написать данный псалом вслед за этим событием, или он мог написать его в связи с каким-то другим случаем в этот период, когда он был близок к тому, чтобы попасть в плен к филистимлянам. Когда бы это ни было, псалом был написан в то время, когда над Давидом нависла смертельная угроза, наполнившая его страхом и ужасом.

Каждый стих этого псалма утверждает, что на Бога можно положиться, что Его обещания Своему народу - все равно что несомненный факт. Слова псалма 55 передают нам то, что Бог делает для праведных в то время, когда наши сердца замирают от страха.

Бог настолько же выше человека, насколько океан больше капли воды; Он бесконечен, мы же имеем свой конец. Мы не можем надеяться на то, что когда-нибудь будем знать о Нем все. Однако нам дается несколько драгоценных истин, на основании которых мы можем строить нашу жизнь и составлять планы на будущее. Что мы точно знаем о Боге?

I. ФАКТ ПЕРВЫЙ: ОН ВСЕГДА ВЫСЛУШАЕТ ПРАВЕДНЫХ (ст. 2-10)

Первый факт заключается в том, что Бог выслушивает праведных, когда они взывают к Нему. Это обещание, на которое страждущий всегда может рассчитывать. Псалмопевец знал эту истину и поэтому начал с того, что излил свою сердечную боль Богу:

«Помилуй меня, Боже! Ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня. Враги мои всякий день ищут поглотить меня; ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!» (ст. 2, 3).

Давид чувствует жаркое дыхание врагов за своей спиной. Его положение - критическое. Поэтому псалом не подходит к просьбе о милости постепенно, как некоторые другие псалмы. Вопль о помощи звучит в первых же строках. Человек в отчаянии не станет заниматься пустыми разговорами; он сразу бросается к ногам Бога с горячей мольбой.

Псалмопевец просит Божьей милости, потому что его преследуют злые люди. Здесь использован образ дикого зверя, преследующего свою жертву, чтобы схватить и сожрать ее. Притеснители, говорит псалмопевец, уже настигают. Они готовы проглотить его. Подобно диким зверям, они готовы съесть его живьем. Они преследуют его неустанно и злобно, тесня со всех сторон.

«Когда я в страхе, на Тебя я уповаю. В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?» (ст. 4, 5).

Давиду нужно было решить, как это приходится делать и всем людям, как ему быть со своим страхом. Как отвечать бесу ужаса? Знал ли он, что противоядием страху является вера? Его враги надеялись на свои физические силы, Давид же велел своему сердцу уповать на Бога.

Он духом примет обещания Бога и будет восхвалять Его за то, что Он их сдерживает. Он будет славить Бога за любое повеление, какое бы Он ни дал ему. Страх заползает к нему в душу и вот-вот парализует сердце, но Давид дает отпор этому страху. Он прогоняет его верой в то, что Бог позаботиться о нем. Во время любой опасности, что бы ни происходило, Давид верит, что Бог защитит Своих людей. Страх не может жить в таком сердце.

«Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне - на зло. Собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою. Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы» (ст. 6-8).

Противостояние было и физическим, и моральным. Враги Давида искажали смысл его слов, так что они звучали мрачно и зловеще. Без устали плели они нити заговора против него. Непрекращающийся характер действий врагов против Давида подчеркивает троекратное употребление фразы “всякий день” (ст. 2, 3, 6). Когда один враг исчезал, появлялся другой. Враги Давида нападали на него по-разному. Для описания их действий потребовалось четыре разных глагола: “извращают слова мои” (ст. 6), “собираются”, “притаиваются” и “наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою” (ст. 7). Нападки были жестокими, пропитанными ненавистью. Ему приходилось постоянно опасаться ловушек и заговоров, которые они строили. Разработка заговоров, которые бы привели к падению Давида, стала модным занятием. Окружавшие его люди только и ждали возможности заполучить лавры победителя над ним.

Давид обеспокоен и озабочен, он просто в отчаянии - он в буквальном смысле болен от зла, царящего вокруг него. Все его враги сливаются в его глазах в одно большое зло. Мы часто встречаемся с таким ветхозаветным описанием грешника, когда он настолько тесно связан со своим злом, что уничтожение зла ведет к гибели и его самого. В качестве примера можно назвать Содом и Гоморру, Иерихон и племена, жившие в Ханаане. Суд над грехом становился судом и над грешником. Мы говорим, что мы ненавидим грех, но любим грешника. Однако наступает время, когда грешник и грех сливаются воедино. Наказание одного становится наказанием и другого. Поэтому Давид просит Бога сделать то, чего, как он знает, требует Божья праведная природа: наказать грех. Он призывает Божий праведный суд на людей, которые бросили вызов Божьему закону и которые злоумышляли против самой жизни Давида.

Одна из истин, которая все время повторяется в псалмах, заключается в том, что человек, попавший в тяжелую ситуацию, может обратиться со своей проблемой к Богу. Бог приглашает нас приходить к Нему, и Он готов выслушать нас. Иногда единственное, что мы можем сделать в создавшейся ситуации, - это молиться. В таких случаях мы всегда можем руководствоваться славной уверенностью, которой у нас не отнять: когда праведные молятся, Бог слушает. На это мы можем рассчитывать. Бог всегда готов выслушать нас и быть нашим Богом.

Давид знал, что Бог не оставит без внимания то, через что проходит Его слуга. Усилия, которые мы предпринимаем, не проходят незамеченными для Бога. Он все учитывает.

«У тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, - не в книге ли они Твоей? Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе; из этого я узнаю, что Бог за меня» (ст. 9, 10).

Бог внимательно следил за бегством Давида от Саула. Он наблюдал его жизнь изгнанника, видел его смятение и безысходность. Он видел, как Давид был вынужден покинуть свой дом и стать бродягой, обитающим в пещерах среди холмов.

Давид просит Бога собрать его слезы в “сосуд”, чтобы невзгоды и лишения, которые он перенес, не забылись. Он верит, что Бог учитывал каждый сделанный им шаг и каждую пролитую им слезу. Его слезы были так же дороги Богу, как фляжка воды дорога людям во время засухи. Бог записал в Своей книге все страдания, выпавшие на долю Давида, все разочарования, предательства и лишения. Давид знает, что Бог видит, что ему приходится терпеть, но в своей молитве он просит Бога отметить его печали и не забыть его горестей. Книга, упоминающаяся в стихе 9, - это записи о тех, кто дорог Богу. Ее можно сравнить с записями матери о самых важных и трогательных моментах в жизни ее детей.

Как утешительно упавшему духом знать, что Богу ведомы все наши страдания! Он наблюдает за нами с состраданием и божественной нежностью, и ни одна душевная или физическая боль, которую мы испытываем, не остается незамеченной.

II. ФАКТ ВТОРОЙ: ЕГО СЛОВУ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ (ст. 11, 12)

Следующий факт, важный для страждущего, - это надежность слова Бога. На Его обещания мы можем твердо рассчитывать.

«В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его. На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?» (ст. 11, 12).

Первую часть стиха 11 составляет рефрен, вокруг которого вращается псалом. Он появляется также в стихе 5. В этом рефрене выделяются две мысли: первая - это восхваление псалмопевцем Бога, дающего нам обещания, и вторая - это восхваление им самих обещаний Бога. Свое будущее он строил на уверенности в Боге, который заключил с ним завет. Кроме этого, он радовался тому, что самим обещаниям можно было верить. Он не склонялся перед каким-то одним законом, а, напротив, видел Дающего обещания и сами обещания как одно неразделимое целое. А как же иначе? Обещание равноценно самому обещающему, не больше и не меньше. Надежность того, что сказал Бог, никогда не вызывает сомнений по причине непорочности Сказавшего.

Поэтому Давид решительно отказывается бояться. У него есть обещания Бога, благословляющие и защищающие его, и он знает, что Бог сдержит эти обещания. Это разумно, чтобы он уповал на Господа и Его слово, а не на физическую силу или благоприятные обстоятельства. Когда темень ситуации, в которую мы попали, лишает нас возможности видеть, мы должны сказать себе: “И во время испытаний, и во время побед я могу положиться на то, что говорит Господь. Он никогда не предаст и никогда не подаст ложную надежду Своим рабам”.

III. ФАКТ ТРЕТИЙ: ОН ЦЕНИТ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ (ст. 13, 14)

В третьих, мы можем быть уверенными, что Бог с радостью примет благодарения от Своих детей. Выражение нашей благодарности за благословения, которые были или будут даны, приносит счастье нашему небесному Отцу, подобно тому, как родители радуются, когда дети пишут им благодарственные записочки.

«На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы. Ибо Ты избавил душу мою от смерти, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицом Божиим во свете живых» (ст. 13, 14).

Псалом завершается выражением благодарности Богу за избавление. Похоже, автор псалма настолько уверен в Его помощи, что считает ее уже полученной. Александр Макларен так комментирует в своей работе размышления Давида:

«Он настолько уверен в избавлении, что, как часто и в других псалмах, в мыслях уже занят приготовлением жертвы благодарения еще до фактического оказания милости, за которую он собирается приносить жертву».

В период несчастий Давид, наверное, не раз давал клятвенные заверения Богу. Может быть, он говорил, что принесет Богу жертвы благодарения, когда Бог поможет ему добраться до более безопасного места. Он верой предвидел, что Бог даст ему полную победу, и заранее предвкушал выполнение каждого обещания, сделанного Богом. Заявляя о своих намерениях принести Богу те жертвы, которые он поклялся сделать, Давид считал себя обязанным совершить эти жертвоприношения, хотя опасность еще не миновала.

Он рассматривал свое спасение Богом как несомненное, хотя этому событию еще только предстояло совершиться в будущем. Для псалмопевца это был уже свершившийся факт. В его глазах Бог уже ответил на его молитву.

Будучи уверенным в победе, которую ему даст Бог, Давид мог ходить пред Богом в свете, без страха, освободившись из тисков ужаса и кошмаров. Автор псалма видел себя не только спасенным, но получившим свободу ходить в свете с Богом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большинство псалмов-плачей Псалтири было написано во время великих испытаний. И это есть истина, напоминающая нам, что трудности - нормальная часть нашей жизни. Они приходят к нам в разной форме - иногда как всепоглощающая борьба, иногда как мелкие неприятности. Вопрос не в том, как мы можем избавиться от испытаний. Они никуда не исчезнут; они всегда будут свойственны миру. Вопрос в том, как нам сохранить вкус к жизни несмотря на них. Этот псалом дает нам намек, отвечая на некоторые другие вопросы: когда мы, переживая трудности, обращаем свой взор к Богу, чего мы можем ожидать от Него? На что мы можем рассчитывать? На какие факты мы можем опираться?

В псалме подразумеваются три ответа. Во-первых, праведный человек может рассчитывать на то, что Бог выслушает его, когда он обратится к Нему. Бог всегда отвечает на молитвы Своего народа. Во-вторых, мы можем положиться на Него в том, что Он сдержит Свое слово. Он выполнит то, что обещал. В-третьих, Богу будут приятны радостные благодарения Его слуг. Восхвалять Бога уместно даже тогда, когда на наши молитвы не было еще дано ответа.

Говоря об этих истинах, следует отметить, что в них нет “может быть” или “в большинстве случаев”. Это постоянные, всегда существующие факты, не зависящие от того, что сейчас: день или ночь, сумерки или солнце, тяготы или триумф. Бог не может сегодня поступать так, а завтра - иначе. Что мы видим в Его Слове, то мы и получаем.

Когда мы терпим поражение и падаем духом, мы должны сказать себе: “У нас нет причины беспокоиться. Бог услышит нас. Он сдержит Свое слово”. Он оценит нашу благодарность Ему за то, что Он сделал для нас. Мы можем быть настолько в Нем уверены, что поблагодарить Его заранее.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻