Найти в Дзене

ПСАЛОМ 59: ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОРАЖЕНИЯ

ПСАЛОМ-ПЛАЧ

Псалом 59 - это народный плач, песня/молитва о восстановлении после разгрома израильского войска. Молитва обращена к Богу; молится Израиль, оправляющийся от унижения, когда чужой народ победил его.

Подзаголовок этого псалма, занимающий два первых стиха, - самый длинный и самый трудный для понимания во всей Псалтири. В первой его части содержатся обычные, вполне ясные указания. Нам уже знакомы посвящение “начальнику хора” и указание на “Шушан- Эдуф”. Последнее означает что-то вроде “лилия свидетельства” и, по всей вероятности, указывает на мелодию, на которую нужно было исполнять псалом. Это миктам Давида, то есть псалом, написанный, должно быть, специально для наставления и, возможно, для заучивания наизусть: “Писание Давида для изучения” (ст. 1).

Смущает историческая ссылка, данная во вступлении; кажется, что она не соответствует фактам, изложенным во 2 Цар. 8:1-14, 2 Цар. 10:15-18 и 1 Пар. 18:1-13. Названные стихи дают краткое описание военных действий Израиля против Сирии и Едома, которые подзаголовок представляет как исторический фон этого псалма. Однако в указанных стихах говорится о победах Давида и совсем нет упоминания о его поражениях. Перечисляются обширные завоевания Давида на Востоке, его победы над Моавом, Сирией и Емафом, захват земель вплоть до реки Евфрат. Может быть, перечисленные победы не всегда давались сразу. Возможно, в минуту одной временной неудачи народ Израиля перед тем, как вновь вернуться на поле боя, и занимался, с молитвой, переоценкой ценностей.

“Сирия Месопотамская”, в оригинале Арам-нахараим, то есть “Арам двух рек”, и “Сирия Цованская”, в оригинале Арам-цоба, по всей видимости, относятся к каким-то областям Арамеи или Сирии. Упоминание в подзаголовке Иоава, как представляется, свидетельствует о том, что эти победы были завоеваны не лично Давидом, а Иоавом, главнокомандующим войском Давида. В 1 Пар. 18:12 сказано, что Авесса был тем, кто поразил идумеян в долине Соляной. Возможно, он действовал под началом своего брата Иоава, и победа поэтому была приписана Иоаву как осуществлявшему общее руководство.

Если предположить, что вступительная часть псалма точна, то эти видимые сложности могут решаться следующим образом: описания побед Давида во 2 Царств и 1 Паралипоменон не раскрывают всех обстоятельств этих побед. По крайней мере, одному из этих завоеваний должна была предшествовать неудача, которая и вызвала большую обеспокоенность народа. Точные подробности этой ситуации не известны. Все, что мы знаем о поражении Израиля, содержится в намеках, сделанных в псалме 59.

Псалом дает образец того, что нужно делать в случае поражения. Если народ понес утрату из-за своих неудач, то каков путь назад к победе и Божьим благословениям? Если человек был побежден из-за того, что отошел от Бога, как он может вернуть себе Его благоволение? Давайте разберемся.

I. МОЛИТЬСЯ С РАСКАЯНИЕМ (ст. 3-7)

Побежденный народ или человек движется к исцелению через молитву с раскаянием. Бог обещал быть со Своим народом, но иногда в Своей непостижимой мудрости и в целях духовного воспитания Он позволяет им переживать неудачи. Уместным ответом на такую ситуацию поэтому должны быть исповедь, раскаяние и молитва.

«Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам. Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется. Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления» (ст. 3-5).

Стихи с 3 по 5 содержат суть плача псалмопевца. В жизни Божьих людей иногда наступают печальные времена, когда кажется, что Бог тебя покинул. Такое часто происходит по причине их упрямого желания идти своим собственным путем, а не тем, что указывает им Бог. Как любящий Отец, Он позволяет им ощутить на себе результаты их непослушания.

Из первых строк псалма следует, что как раз это и случилось с Израилем. Народ был оставлен Богом и получил хорошую порку в битве. Пришлось отступить и, зализывая раны, поразмыслить о причинах бедствия.

В псалме не сказано прямо, что поражение - это результат греховности Израиля. Однако мы можем с достаточной уверенностью предположить, что именно так и было, потому что, если народ благочестив, Бог всегда благословит его и никогда не оставит. По какой другой причине Бог может отказать в помощи? По какой другой причине Бог будет недоволен Своим народом?

Народ настолько глубоко переживал свою беду, что автору понадобилось семь разных выражений, чтобы сказать о том, что Бог сделал с ними: “Ты отринул нас” (ст. 3); “Ты сокрушил нас” (ст. 3); “Ты прогневался” (ст. 3); “Ты потряс землю” (ст. 4); Ты “разбил ее” (ст. 4); “Ты дал народу Твоему испытать жестокое” (ст. 5); Ты “напоил нас вином изумления” (ст. 5).

В этих фразах мы находим несколько ярких метафор. Израиль был отринут, как выбрасывают одежду, ставшую ненужной. Народ был сокрушен, как пробивают защитную стену города во время осады. Несчастье, которое обрушилось на них, было подобно землетрясению, заставившему землю содрогаться и растрескиваться. Люди были опоены зельем, сделавшим их беспомощными. Все эти образы подчеркивают недовольство Бога ими и то, что они остались без Его сильной руки в этом сражении. Их неудачи, разочарования и испытания объясняются тем, что Бог попустил им сражаться своими собственными силами, без Его поддержки.

Главная просьба псалмопевца к Богу - восстановить Его доброе отношение и защиту (ст. 3). Люди хотели, чтобы Бог опять благоволил им, опять сражался за них и опять приносил им удачу. Поэтому Бога просили исцелить их “повреждения”. Требовалась божественная рука, которая бы починила порванные места, которая бы воодушевила их, наполнила силой и вернула народ к его прежнему положению. За Божьим наказанием должно идти восстановление и исцеление.

«Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею, и услышь меня» (ст. 6, 7).

Они просят Бога дать им знамя, вокруг которого они могли бы сплотиться, держась и стоя за Его истину. Знамя символизирует Божье слово и Его верность. В это время народного бедствия ничто не имело для израильтян такого значения, как объединение под знаком верности Богу. Это бедствие напомнило им об их нужде в Боге и Его воле.

Израиль был “возлюбленным” народом Бога. Слово “возлюбленный” здесь употреблено во множественном числе. Бог любит всех Своих детей.

Они молят Бога спасти их Своей правой рукой, - сильной рукой, которая удерживает меч. Другими словами, Израиль просит Бога отогнать врага Своей великой силой. Короче, народ Божий хотел, чтобы Бог ответил на их молитву!

Эта молитва начинается с того, с чего и должен начинать народ, переживший поражение - с раскаяния. Тон этой части молитвы подразумевает, что их горе и переживания стали результатом какого-то греха с их стороны. Мы видим их желание определить, где они оказались неверны, раскаяться в этом и исправиться.

II. ДОВЕРИТЬСЯ БОГУ (ст. 8-10)

Во-вторых, народ, потерпевший поражение, должен вспомнить обещания Бога и вновь довериться им. Израилю необходимо было подкрепить свою молитву верой, свои просьбы решением поверить Богу на слово. Когда мы храним свою душу незапятнанной, Бог сдержит все обещания, которые Он давал нам. Мы должны жить, основываясь на этой истине.

«Бог сказал во святилище Своем: “восторжествую, разделю Сихем, и долину Сокхоф размерю. Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой, Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой”. Восклицай мне, земля Филистимская!» (ст. 8-10).

Стихи с 7 по 14 почти полностью совпадают с Пс. 107:7-14. Эти слова были отредактированы и включены в псалом 107 для наставления и воодушевления по другому случаю.

Божьи обещания - самые надежные во всей вселенной. Их исполнение гарантируется Его святостью и праведностью.

Задолго до того времени, когда жил псалмопевец, Бог пообещал потомкам Авраама землю Палестины (Быт. 12:7). Обещанная под общим названием Ханаанская, эта земля включала в себя всю территорию от египетской границы до реки Евфрат. И Бог сдержал это обещание.

Он разделил землю в соответствии со Своим древним обещанием. Будучи правителем мира и Израиля, Бог один имел право делить землю на участки Сихема, Сокхофа, Галаада, Манассии, Ефрема и Иуды.

Эти географические названия составляют представительный перечень всех земель, предназначенных в наследие Израилю в Палестине по обе стороны реки Иордан. Два самых крупных племени, Ефрем и Иуда, включили в себя все племена. Ефрем назван “крепостью главы”, что символически означало силу, а Иуда - “скипетром”, что было символом власти и правления. Под Ефремом подразумевались все северные и восточные племена, а под Иудой - южные. Таким образом, в стихе 7 сказано о всех племенах.

Бог был также правителем всех других народов мира, в том числе проживавших в Моаве, Едоме и Филистии, соседствовавших с Израилем и враждебных ему. Как же поступит Бог в отношении этих народов? Моав должен был стать “умывальной чашей”. В будущем этот народ будет низведен до положения слуги. Едом будет лишен Богом права владения, как следует понимать идиоматическое выражение “На Едома простру сапог мой”. “Простру сапог” могло означать, что Бог растопчет их. Оно могло также означать отказ от своего права (Руфь 4:7, 8). Едом будет либо подавлен, либо вынужден отказаться от ведущей роли. Скорее всего, имелось в виду последнее. Власть Господа будет простираться с востока, от Моава и Едома, и до земли Филистимской на западе. Все народы, проживавшие на территории Палестины или по соседству с ней, будут находиться во власти Бога.

Упоминания разных мест в Палестине - это не что иное, как повторение обещаний Бога, что землей будет владеть Израиль. Молитва раскаяния завершается твердым решением принять Божьи обещания и смотреть в будущее с уверенностью, что Бог выполнит эти обещания. Автор псалма не позволит поражению Израиля разрушить его веру в то, что Бог определил для Своего народа. Вера принимает слово Бога и идет вперед, не сомневаясь, что Он сдержит его. Божий слуга будет действовать исходя из того, что сказал Бог, а не из временного поражения.

III. СЛЕДОВАТЬ БОЖЬЕМУ РУКОВОДСТВУ (ст. 11-14)

Восстановление после поражения также предполагает новую клятву верности воле Божьей. Раскаяние, вера в Божьи обещания и обновленное согласие принять Божье руководство - это основные вехи на пути к возрождению.

«Кто ведет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома? Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими!» (ст. 11, 12).

Только Бог мог помочь Израилю. Вопросы, поднятые псалмопевцем, указывали на один ответ: Бог. Никто другой не мог возглавить войско Израиля в сражении и никто другой не мог привести его к победе. С Богом победа была на их стороне, а без Него их ожидало поражение.

“Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?” (ст. 11). В Едоме были города, расположенные в гористой местности, завладеть которыми было нелегко из-за их расположения. Как можно было добраться в те недоступные районы?

Едом ожидало поражение, ибо так обещал Бог (ст. 10). Вопрос заключался в том, как. Кто возглавит израильское войско? Покинул ли Бог Израиля? Возобновит ли Он руководство Своим народом? Если нет, то Израилем тогда будет руководить бренный человек. Псалмопевец знал, что неразумно искать силу и мудрость, необходимые для победы, у обычного человека. Если Бог не придет на помощь Израилю, победы ему не видать.

«Подай нам помощь в тесноте; ибо защита человеческая суетна. С Богом мы окажем силу; Он низложит врагов наших» (ст. 13, 14).

Если Бог примет решение возглавить Израиль, то Израиль тогда сможет сражаться успешно. Один воин обратит в бегство тысячу. Если Бог будет идти впереди Израиля, то победа будет обеспечена и обещание, данное Аврааму, будет полностью выполнено.

Автор завершает псалом горячим призывом к Богу быть Богом Израиля и Царем воинов. Псалом, начавшийся как плач и мольба об избавлении, завершается песней уверенности и надежды!

Священная история показывает, что на молитву этого псалма был дан ответ. В сражениях Давида сопровождал успех. Едом был покорен. Территории, подконтрольные Израилю, достигли во время правления Давида границ, обещанных Аврааму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой народ или человек может подняться после поражения. Для такого возрождения, однако, необходимы молитва раскаяния в допущенных ошибках, вера в обещания Бога и принятое вновь решение покориться Его воле.

Бог всегда был Богом еще одной возможности. Он наказывает Своих детей, когда они грешат, но с радостью принимает их назад, когда они возвращаются к Нему в вере и раскаянии. Его любовь - это отцовская любовь. Когда сын земного отца сбивается в честного пути, отец очень расстраивается. Он упрекает и наказывает своего сына; но когда сын раскаивается и вновь дает обещание жить правильно, отец принимает его назад с распростертыми объятиями и все прощает ему. Любовь Бога в десять тысяч раз сильнее любви земного отца, но Его любовь подобна родительской. Эта любовь принимает и прощает.

Христианина, допустившего ошибки, ждут неудачи. Путь назад к победам, в основном, тот же, что мы видели в этом псалме: молитва в раскаянии, вера в Божьи обещания и возобновление решения покорно следовать Богу. Мы можем утверждать это на основании того, что говорит Новый Завет. Прочтите внимательно Деян. 8:14-24. Следуя этим указаниям, мы возвращаемся под защиту Бога. Благодаря таким отношениям между нами и Богом, Он вновь поведет нас к победам над нашими врагами, независимо от их количества и силы.

Послание Филиппийцам | Исследование Писания | Дзен