ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Псалом 56 похож на предыдущий. Они имеют один дух, начинаются с одной фразы, заканчиваются одинаковой уверенностью в Боге, описывают сходную проблему (55:3; 56:4) и разделены рефреном. Не удивительно, что эти псалмы были названы “близнецами”.
Подзаголовок к псалму 56 достаточно подробен. Он содержит пять сообщений. Псалом адресован начальнику хора с указанием, что исполнять его надо на аль-ташхет, что переведено “не погуби” и, скорее всего, определяет мелодию псалма. Термин аль-ташхет встречается в связи с тремя другими псалмами (57; 58; 74). Псалом 56 обозначен как миктам Давида, то есть как особая песнь определенного вида. Указывается, что поводом для написания псалма было то время, когда Давид убежал от Саула в пещеру; однако нам не сказано, в какую именно. К нашему тексту подходит и эпизод, описанный в 1 Цар. 22:1, и тот, что описан в 1 Цар. 23:29—24:7.
В псалме нашли выражение три основные истины: Бог - это убежище для праведных, Он против нечестивых и, когда мы восхваляем Его, мы тем самым оказываем Ему честь. Псалом 56 говорит о том же, что и псалом 55 с чуть большим акцентом на победе, чем на испытании.
Хоть мы и не знаем конкретного события, стоящего за псалмом, мы можем быть уверены, что это было время, когда автор переживал серьезные неприятности. Псалом наглядно показывает на примере, что мы должны делать, когда беда случается не по нашей вине.
Что должен делать праведный, когда приходит несчастье?
I. МОЛИТЬСЯ БОГУ (ст. 2-6)
Во-первых, он должен молиться, прося у Бога защиты. Только наш небесный Отец - убежище для нас и упование.
«Помилуй меня, Боже... ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь. Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне; Он пошлет с небес, и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою» (ст. 2-4).
Каждый, осаждаемый врагами, должен просить Бога окружить его Своей милостью. Так и Давид в своей молитве просит Бога укрыть его. Он употребляет два времени: настоящее и будущее. Ему нужна помощь сегодня и завтра - защита в тот момент, когда он пишет, и надежное место, где бы он мог укрыться, пока не минует опасность. Давид употребляет метафору, которая часто используется в псалмах: материнские крылья птицы.
Птенцы прячутся под распростертыми крыльями птицы, ища защиты и убежища.
Звучат три разных обращения к Богу: Элохим, общее имя Божества; Элион, что значит “Всевышний”, Правитель всех сотворенных живых и неживых существ, и Эл, что значит “Бог сильный”, который “добивается” для нас. Как же нам не молиться нашему Богу? Ведь Он - “Бог Всевышний”, “благодетельствующий” нам. Одна мысль о таком Боге утешает нас, не говоря уже о возможности просить Его вступиться за нас!
Давид надеется и верит, что Бог сойдет с небес и защитит его. Это спасение будет возможно благодаря двум великим свойствам Бога: Его милости и Его истине. Он выполнит Свое обещание и будет верен тем, кто уповает на Него.
«Душа моя среди львов; я лежу среди дышащих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы - копья и стрелы, и у которых язык - острый меч» (ст. 5).
Автор испытывает сильное давление. Его окружают люди, чьи слова и дела исполнены злобы. Их вражда не иссякает ни днем, ни ночью. Псалом можно смело назвать ночным гимном, так как в нем идет речь об отдыхе, а в стихе 9 - об уверенности, которую человек обретет по утру.
Окружающие Давида испытывают к нему ярую ненависть. Они напоминают ему ненасытных львов. У их ненависти один объект - Давид. Их зубы подобны копьям и стрелам, а языки - острым мечам. Эти метафоры предполагают, что враги Давида были людьми жестокими; все в них говорило о том, что их цель - нанести вред объекту своей ненависти.
«Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя» (ст. 6)!
Описание врагов Давида прерывается словами хвалы Богу. Давид заявляет, что величие Бога должно быть провозглашено на небесах и на земле. Он признает Бога Великим Царем, утверждая, что Его слава проявится еще более полно, когда Он победоносно избавит Своего слугу и обрушит месть на его врагов.
II. УПОВАТЬ НА БОГА (ст. 7)
Следующий шаг, который поможет выжить в беде, заключается в уповании на Бога. Вера в Бога воодушевляет нас молиться, и она же заставляет нас уповать на то, что Бог не оставит наши молитвы без ответа. Мы знаем, что Он услышит их и ответит на них с присущей Ему мудростью и милостью.
«Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее» (ст. 7).
Враги готовили Давиду ловушки, но вместо того, чтобы поймать его, они сами попали туда. И вновь мы встречаемся с формами двух разных грамматических времен: настоящим и будущим. Вместе они выражают незыблемость веры псалмопевца.
Нечестивые строят планы, как погубить праведных. Они подобны охотникам, расставляющим силки или копающим ямы, чтобы поймать добычу. Давид видел, что его враги расставляли для него ловушки. Их усилия лишили его мужества и силы духа. Однако верой он видит, как враги сами попадают в свои собственные сети. Его вера позволяет ему предвидеть действия Бога в будущем - в ответ на его молитвы.
Зло возвращается к тем, кто его творит, подобно тому как бумеранг возвращается к бросившему его. Творящие грех, в конце концов, от него и погибают.
Бог отвечает на наши молитвы, но наши молитвы - это тоже своеобразный ответ. Автор молился; и он твердо верил, что Бог услышит и ответит на его молитву.
III. СЛАВИТЬ БОГА (ст. 8-12)
В-третьих, когда приходит беда, человек должен не только молиться о том, чтобы Бог стал его убежищем, и уповать на то, что Он ответит, но человек должен и восхвалять Бога.
«Готово сердце мое, Боже... буду петь и славить» (ст. 8).
Псалмопевец принял решение, что он не будет нарушать свое обычное правило - восхвалять Бога за все, что Он сделал и что сделает. Пусть свершится то, что должно свершиться, - он будет благодарить Господа. Он крепко стоит на своей вере в Бога. Его сердце полно решимости. Никакие грядущие события не отвратят его от Бога. Он ни на минуту не усомнится в любви, милости и доброте Бога, даже когда несчастья затмевают небеса. Что бы ни происходило, он готов и решительно настроен славить Его. Ясной целью его сердца во все времена, в любом месте и при любых обстоятельствах было поклонение Богу.
«...Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами... ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!» (ст. 9-12)!
Стихи с 9 по 12 повторяются в Пс. 107:3-6. Повторение нас не удивляет; наоборот, мы были бы удивлены, если бы повторения не встречались в такой книге восхваления Бога, как Псалтирь. Мы можем предположить, что автор псалма 107 процитировал стихи псалма 56, а остальную часть своего плача позаимствовал из Пс. 59:7-14 (107:7-14).
Давид обращается к своему внутреннему благородству встать по стойке “смирно” и отдать дань благодарности Богу и славу, принадлежащую Ему: он принял решение встретить рассвет молитвой благодарения.
Заря обычно будит людей первыми лучами восходящего солнца, когда сумерки постепенно уступают место свету. Давид встанет рано, раньше зари. Когда первые золотистые лучи солнца озарят небо, когда запоет петух, когда мир начнет пробуждаться от сна, он уже будет приветствовать утро словами восхваления Бога. Он начнет день с заверения Бога в своей преданности.
Личная хвала Богу всегда уместна, но этого, однако, недостаточно для праведного человека. Давид будет восхвалять Его публично; он будет рассказывать народам о делах Яхве, чтобы все знали о Его доброте. Слава и милость Бога слишком велики, чтобы их держать в секрете; ими нужно делиться.
Давид восхваляет Бога за неисчерпаемость Его милости и глубину истины. Под “милостью” Бога подразумевается Его заветная любовь. Такая любовь намного возвышеннее, чем наши самые возвышенные мысли, и намного сильнее, чем наши самые глубокие чувства. Она связывает нас с небесами и небеса - с нами. Слово “истина” означает Его слово и то, что Он непременно выполнит Свои обещания. Эти два свойства Бога идут с небес (ст. 4), и они возвысят нас до небес (ст. 11).
Свой псалом Давид завершает рефреном, который уже звучал в ст. 6: “Будь превознесен выше небес, Боже”. “Будь превознесен” означает, что люди будут превозносить Его в своих хвалах и поклонении. Когда Его восхваляют, Его “слава” поднимается “над всей землей”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как человек переносит несчастья? Псалмопевец, например, молился Богу и просил Его быть для него убежищем, он уповал на Бога и верил, что Он его избавит, он восхвалял Бога за все, что Он сделал и что еще сделает для него в будущем.
Главное - на чем мы сосредотачиваем свое внимание. Проблемы это наши или наши сильные стороны? Кому мы позволяем руководить собой - страху или вере? Видим ли мы только нашего врага или мы видим нашего союзника? Этот псалом учит нас, что во время бури наша душа должна быть устремлена к Богу. В двенадцати стихах псалма 56 обращение к Богу, по имени или с помощью местоимения, звучит двадцать раз.
Если по жизни мы шагаем с Богом и живой верой, то это помогает нам быть сосредоточенными на нашем Избавителе и Его избавлении, а не на наших врагах и наших страхах. Нельзя допускать, чтобы нами руководил этот мир и его жестокие условия жизни; когда свирепствует ветер, мы находим убежище в тени Его крыл, а руки Его ограждают нас от опасности. Бог защищает нас, чтобы мы могли присоединиться к Нему в выполнении Его предвечной цели.
Когда неприятности накатываются на нас, подобно холодным океанским волнам, нужно искать убежище у Бога и Иисуса, нашего Спасителя.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
#псалтырь #ветхий завет #читать библию #псалмы давида #религия #христианство #псалмы #толкование библии