Найти тему

ПСАЛОМ 58: ОКРУЖЕННЫЙ ВРАГАМИ

ПСАЛОМ-ПЛАЧ

Был ли у вас когда-нибудь враг - кто-то, кто бы ненавидел вас и был готов уничтожить вас, как только бы ему представилась такая возможность? Представьте, что вас окружают злые люди, следящие за каждым вашим движением и выжидающие, чтобы при первой же возможности погубить вас! Как праведный человек должен поступать в таком случае? Какими должны быть его ответные действия? Псалом 58 написан человеком, который попал как раз в такую ситуацию.

Молившийся был человеком праведным, который мог доказать свою невиновность перед Богом. У него были враги, в буквальном смысле окружавшие его со всех сторон. И эти негодяи хотели его уничтожить. Таким образом, псалом 58 - это реакция праведного человека на действия тех, кто пытался лишить его жизни. Мы классифицируем этот псалом как псалом-плач.

Начинается этот псалом так же, как псалмы 56 и 57, за исключением описания исторической ситуации. Он адресован начальнику хора с указанием, что его нужно петь на аль-ташхет (“не погуби”). В Псалтири это уже третий псалом подряд, который исполнялся на один и тот же мотив. Псалом 58 - это миктам (особая песня) Давида, и это последний псалом в серии, состоящей из семи псалмов-жалоб на его врагов.

Поводом для написания псалма, согласно подзаголовку, послужила ситуация, когда Давид бежал из дворца Саула к себе домой (1 Цар. 19:10). Ревность царя Саула настолько овладела им, что он дал указание своему сыну Ионафану и слугам убить Давида, как только представится удобный случай (1 Цар. 19:1). Позже, когда Давид ублажал Саула своей игрой на гуслях, тот, не совладав с собой, бросил в него копье. Только благодаря своим атлетическим качествам Давид уклонился от удара. Ничего другого, как скрыться у себя дома, Давиду не оставалось.

Ночью Мелхола, жена Давида, предупредила его, что воины Саула наблюдают за их домом и только дожидаются рассвета, чтобы схватить его. Несмотря на то, что дом находился под тщательным наблюдением, Давиду - с помощью Мелхолы - удалось выбраться из окна незамеченным и убежать под покровом темноты. А Мелхола, используя постельные принадлежности, подушки и шкуру козла, соорудила чучело, издали напоминавшее спящего Давида. На следующее утро гонцы Саула, которые пришли схватить Давида, обнаружили, что Давид исчез (1 Цар. 19:11-16).

Мы не знаем точно, когда был написан этот псалом. Но даже если мы будем исходить из того, что историческая ссылка в ст. 1 правильна, мы можем только гадать о фактическом времени написания псалма. Был ли он написан до того, как Давид выбрался из окна? Написал ли Давид этот псалом той же ночью, но когда он уже был вне досягаемости для своих преследователей? А может, он написал его спустя долгое время, вспоминая это свое столкновение с неприкрытой ненавистью Саула? Этого мы не знаем.

В чем заключается практическая ценность этого псалма для нас? Среди прочих уроков он учит нас тому, как праведный человек должен думать о своих врагах. Давайте рассмотрим псалом с этой точки зрения.

Что вы должны делать, когда вам угрожают злые люди?

I. МОЛИТЬСЯ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ (ст. 2-9)

Как мы видели на примере всех псалмов, молитва - это один из основных шагов, которые нужно предпринять в сложной ситуации. Когда обстоятельства озадачивают нас, а сердце трепещет от страха, то первое, что мы должны сделать, - это рассказать Богу о нашей ситуации в искренней молитве. Псалмопевец сразу же подумал о Боге, как о своем защитнике.

«Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня. Избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных» (ст. 2, 3).

Его молитва начинается с четырех просьб: “избавь меня” (ст. 2), “защити меня” (ст. 2), опять “избавь меня” и “спаси меня” (ст. 3). Настоятельный тон молитвы обусловлен серьезностью той ситуации, в которую он попал. “Враги” - это те, кто его окружал (ст. 2). Скорее всего, среди прочих, здесь подразумевается Саул, а также его слуги, которые были готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы убить Давида и тем угодить своему царю. Когда есть враг - это плохо, но еще хуже, когда врагов много.

Давид просит Бога защитить его от “восстающих” (ст. 2) на него. Эти люди творили “беззаконие” (ст. 3), они посвятили свою жизнь злу. Они были людьми кровожадными. Чужую человеческую жизнь они не ставили ни во что, так как погрязли во зле с головы до ног.

«Ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные, не за преступление мое и не за грех мой, Господи. Без вины моей сбегаются и вооружаются» (ст. 4, 5).

Коварные планы разрабатываются против Давида, но он чист перед Богом. Частенько мы сами создаем себе трудности, совершая ошибки, но в случае с Давидом это было не так. Он не согрешил ни перед воинами Саула, ни перед самим Саулом.

«...Подвигнись на помощь мне, и воззри. Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников» (ст. 5, 6).

Давид доверительно взывает к Богу сил (Саваофу) и Богу Израилеву. Он просит прийти и защитить его. Первое обращение к Господу, “Боже сил”, означает “Всемогущий”; второе указывает на то, что Бог связал Себя обязательством перед Израилем, Своим избранным народом. Зная о силе Бога и Его завете с Израилем, Давид уверен, что Бог может ему помочь и обязательно это сделает.

Далее Давид расширяет свою молитву, включая в нее всех, кто сопротивляется пути Божьему. Исходя из того, что неверные и коварные не раскаются, Давид просит Бога наказать их за причиненное ими зло и не распространять на них Свою милость.

«Вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города. Вот, они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: “ибо”, думают они, “кто слышит?” Но Ты, Господи, посмеешься над ними...» (ст. 7-9).

Стих 7 изображает злых людей бездомными собаками, которые днем спят, а ночью рыщут стаями в поисках пищи, рыча и воя. Этот образ быстро переходит в другой: сначала мы видим злых людей, как бесполезных животных, а затем как бесполезных людей. Наевшись, собаки бродят по городу и, облизываясь, переваривают пищу.

В образе собаки представлены злые люди, угрожавшие жизни Давида. Они ходят вокруг Давида, изрыгая слова, ранящие, как удары меча. Они издеваются и насмехаются, что очень похоже на вой рыскающих псов. Они бросают вызов силе и воле Бога, заявляя в своей непокорности: “Кто услышит?” Однако Бог увидел их и посмеялся над ними. С высоты Божьего святого престола на небесах зло выглядит смешным и абсурдным. Он позаботится о том, чтобы зло было наказано и уничтожено; праведность будет отомщена.

Эти слова могут показаться резкими и мстительными для любого, кто знаком с Христом, но давайте не будем забывать, что автор псалма молился о тех, кто противостоял Божьей воле и кто пытался обесчестить Божье имя. Он молился не о том, чтобы эти люди уверовали, а о том, чтобы зло было устранено, а планы Бога реализованы. В то время, когда жил Давид, правильным считалось, если праведный человек отвергал зло, стремился к его устранению и молился о его наказании.

Важная истина для нас, которую можно почерпнуть из этой части псалма, состоит в том, что Бог близок и дорог нам, что Он слышит наши вопли. В случае необходимости мы всегда можем обратиться к Нему. Когда в нашей жизни наступает самая черная полоса, мы должны молиться, а не паниковать.

II. УПОВАТЬ НА ТО, ЧТО БОГ ПОМОЖЕТ (ст. 10-16)

Когда мы окружены врагами, мы должны предпринять второй шаг - довериться. Выразив веру в молитве, мы затем на самом деле должны верить в то, что Бог ответит милостиво и мудро. Обстоятельства могут быть неподвластны нам, но не Богу. Он намного сильнее, чем наш самый сильный враг.

«Сила у них; но я к Тебе прибегаю, ибо Бог - заступник мой. Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих» (ст. 10, 11).

Пусть злые люди рыскают вокруг и ищут, как бы причинить вред слуге Божьему, Господь, как несокрушимая каменная стена, надежно защищает его. Автор проводит противопоставление. Тогда как его враги были преисполнены ненависти, его Господь был Богом “милующим”. Он знает, что Бог любит Свой народ и всегда спасает его от опасности. Поэтому автор и прибегает к Богу в уверенности, что Он придет ему на помощь.

Он осознает, что Бог даст ему победу в этой трудной ситуации. Бог будет его заступником, его силой и его миром. То зло, что в мире, не разрушит Божью крепость, в которой укрылся псалмопевец. Душа, которую заслонил Собой Бог, возвысится над земными несчастьями и борьбой. Находясь под защитой Бога, в совершенной безопасности, он может спокойно наблюдать за передвижениями врага и видеть, что буйство дьявола тщетно, так как победа принадлежит Богу. Милость же Божья сможет удовлетворить его любую потребность.

«Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею, и низложи их, Господи, защитник наш. Слово языка их есть грех уст их; да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят. Расточи их во гневе, расточи, чтоб их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли» (ст. 12-14).

Эта часть молитвы представляет собой обращенную к Богу просьбу послать проклятие и наказание за грех на головы врагов. Однако Давид молится больше о Божьей славе, чем о своей скорби. Он не просит их немедленного уничтожения. Он просит для них пощады, чтобы позже они могли стать примером для Израиля в отношении непокорности и греха. Он хочет, чтобы они стали “экспонатом номер один” несостоявшихся преступников, и не только для Израиля, но для всех народов.

Нечестивые должны держать ответ за грехи своего языка, гордости и проклятий. Люди, о которых идет речь, замышляли зло; они обманывали и вводили в заблуждение. И было вполне естественно для Давида молиться о том, чтобы зло, которое они планировали, вернулось на их же головы. Они пытались создать хаос, беспорядки и анархию на земле; наконец-то они пожнут то, что посеяли. Они упрямы и неисправимы, и, следовательно, их ожидает неминуемое наказание Бога.

В своей молитве Давид осознанно просит, чтобы наказание грешников было постепенным, а не мгновенным (ст. 12), чтобы сила Господня становилась все более очевидной как для праведных, так и для противников. Великие дела Божьи будут воодушевлять благочестивых. Они будут радоваться, видя, что в ответ на их молитвы Господь выходит вперед, чтобы бороться со злом (ст. 11). Справедливые суды Господни также поучительны для народов. Весь мир должен знать, что нельзя смеяться над Богом Израиля, который “владычествует над Иаковом” (ст. 14). Когда Бог выступает за Свой народ, Его дела провозглашают Его владычество и Его заботу о них, даже “до пределов земли”. Он - щит, укрывающий тех, кто покоряется Его воле.

«Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города. Пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи» (ст. 15, 16).

Возвращаясь к образу собак, который уже был использован в стихе 7, автор изображает своих врагов нападающими на него, подобно своре псов. Их аппетиты нелегко удовлетворить, и поэтому они рыскают, рычат и воют.

В этой части молитвы звучит уверенность, которую праведный человек должен иметь в Боге. Одно дело - молиться, и совсем иное - продолжать уповать на Бога после молитвы. Доверие заставляет нас молиться, а молитва заставляет нас доверять.

III. ВОСХВАЛЯТЬ БОГА ЗА ТО, ЧТО ОН СДЕЛАЕТ ДЛЯ ВАС (ст. 17, 18)

Когда враг близок, есть еще один шаг, который следует предпринять. После молитвы об избавлении и когда уже появилась вера в то, что Бог поможет, следующий шаг - это восславить Бога за ту помощь, которую Он даст. Радоваться заботе Бога о нас уместно даже еще до того, как Бог ответит на нашу молитву.

«А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою; ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего. Сила моя! Тебя буду воспевать я; ибо Бог - заступник мой, Бог мой, милующий меня» (ст. 17, 18).

Обратите внимание на противопоставление между грешными и праведными. В то время как нечестивые обозленно лают, бросаются и рычат, слуга Божий восхваляет Бога. Причина, по которой он это делает, заключается в осознании им того, что Бог - его сила, милость и заступничество во время бедствия. Его Бог надежен и сострадателен.

Господь изливает любовь на Своих детей, и это происходит каждый день. Так как любовь Господа обращена к тем, кто служит Ему, то дети Божьи могут возобновлять свою песнь благодарения каждый день “с раннего утра”. Звуки зла “вечером”, стоны печали сменяются восклицаниями радости избавления утром. Вечером мы можем вздыхать, но утром мы будем обязательно петь.

Этот псалом-плач к концу становится песнью уверенности. Начав с жалобной ноты (ст. 2, 3), автор просит Господа защитить его “от восстающих на него”. А завершает на ноте торжествующей, потому что Господь - его сила и заступник. Его вера убеждает его, что он получит от Бога избавление и отмщение.

Слуга Божий не ожидает окончания битвы, когда трофеи победы уже красуются на полках, чтобы возрадоваться в Боге. Он восхваляет Бога ежедневно, потому что ходит с Богом, который ни разу не проиграл ни одной битвы и никогда не проиграет. Его Бог - непобедим. Иногда Он позволяет нам пройти испытание огнем, чтобы укрепить нас, но Он никогда не позволит нам пережить поражение, если только мы не отвернемся от Него. В Нем мы можем ощущать мир победы даже в середине сражения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Псалмопевец отреагировал на взрывоопасные обстоятельства молитвой и упованием на то, что Бог избавит его, а также восхвалением Бога за Его помощь. Именно таким должен быть и наш подход к решению проблем, как физических, так и духовных.

В ветхозаветные времена спасение понималось больше в физическом смысле, нежели в духовном, как сейчас, в новозаветное время. Из псалма видно, что тогда идея спасения имела четко выраженную окраску, которая редко встречается в Новом Завете, а именно: она понималась в смысле защиты от жестоких врагов и опасности для жизни человека. Ветхозаветное понятие спасения больше связывалось с немедленным избавлением, освобождением от того, что создавало угрозу на тот момент.

У Давида были вполне осязаемые враги, которых он мог видеть и от которых хотел избавиться. Когда он молился, он думал прежде всего о них. И у нас могут быть подобные нужды. Бог услышит нас, когда во время какого-либо кризиса мы будем взывать о помощи.

Но наша самая большая нужда - это избавление от невидимых врагов, с которыми мы сталкиваемся: сатаны и его бесовского воинства. Они восстали против Бога, погрязли в беззаконии и жаждут нашей крови. Они воют, как псы, и рычат, как львы; их языки подобны ударам меча, они только лгут и предают. Они преисполнены гордости. Мы должны понимать, что все эти враги окружают нас, и наш план защиты и обороны должен быть похож на план Давида по борьбе с его физическими врагами. Побеждать дьявола и его силы каждый христианин должен молитвой к Богу, упованием на Его помощь, покорностью Его воле и восхвалением Его за то, что Он наш заступник.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)