Найти в Дзене

ПСАЛОМ 15: БОГ - ВЫСШЕЕ БЛАГО

Оглавление

ПСАЛОМ-УВЕРЕННОСТЬ

Новый Завет подтверждает, что этот псалом уверенности в Боге есть пророчество о связи Мессии с Богом, явленной в Его жизни и в Его воскресении из мертвых (Деян. 2:25-28, 31; 13:35). Давид, автор псалма 15, поет о том, насколько был добр к нему Яхве. Он поет о том, что величайшее благословение Господа - это Сам Господь: Дарующий, а не дары. В его гимне хвалы говорится о радостной жизни с Богом. В более глубоком смысле, он дает пророческую картину того, как грядущий Мессия будет ходить с Ним.

Ключевая мысль псалма заключается в том, что Бог есть источник самых важных отношений, ресурсов и безопасности в жизни. Когда Бог с нами, у нас есть все; без Него у нас нет ничего ценного.

Автор с ликованием перечисляет, что Бог значил, значит и всегда будет значить для него.

I. МОЕ ПРИСТАНИЩЕ

Автор начинает с утверждения веры, которая является основой всего его существа: с той истины, что его жизнь была в безопасности только благодаря заботливой руке Бога, которая защищала его.

«Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю» (ст. 1).

Бог был его неодолимым укрытием в прошлом, и Давид просит Его продолжать охранять его в будущем. Нельзя даже представить себе место, которое бы могло соперничать с небесами по той безопасности, которую имел Давид, пребывая в Боге.

II. МОЙ ГОСПОДЬ (ст. 2-4)

«Я сказал Господу: Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны» (ст. 2).

Давид говорит, что Бог не только его пристанище, но и его Господь. Давид употребляет два еврейских слова, означающих “Господь”. Первое из них - это Яхве. Яхве - это личное имя Бога. Второе слово - Адонай. Адонай означает “Хозяин, Правитель или Господин”. Давид говорит: “Моя душа сказала Господу: Ты мой Хозяин, мой Правитель, мой Господин”.

Псалмопевец заявляет, что все, обладающее подлинной ценностью в его жизни, истинное процветание и счастье, было дано ему Богом (72:25). Отношения, которые существовали между ним и Богом, были высшего порядка.

«К святым, которые на земле и к дивным Твоим - к ним все желание мое» (ст. 3).

Давид восхищается не только Богом, но также и теми, кто принадлежит Ему. Он сам слуга в доме Божьем, и он радуется всем другим слугам Божьим, которые были в этом доме.

«Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их, и не помяну имен их устами моими» (ст. 4).

Псалмопевец не может представить себе поклонение безжизненному идолу из камня или дерева. Идолопоклонство, говорит он, умножает скорби, а не уменьшает их. Он принял твердое решение никогда не приносить такие жертвы, какие приносят язычники. Для него мерзость даже думать об отклонении от Божьих указаний относительно поклонения. Он отказывается даже говорить о языческих божествах. Их имена не осквернят его уст (Втор. 12:3).

III. МОЯ ЧАСТЬ (ст. 5, 6)

«Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня» (ст. 5, 6).

Бог был частью наследия Давида. Когда землю обетованную делили между коленами Израилевыми, то ее мерили межами и раздавали по жребию. Давид говорит, что то, что было ему выделено и отдано во владение, было не земля, а его самое лучшее достояние: Бог.

Бог был его наследием - его долей, его владением. Когда каждому племени Израилеву был дан участок в новой земле, который они могли назвать своим (Иис. Н. 13:7; 14:2), то они танцевали от благодарности, что получили в дар такие плодородные земли. Не так псалмопевец. Он благодарит за Самого Бога, за Того, Кто дал, а не за полученные благословения. Сам Бог, а не только Его благословения, является наградой для тех, кто любит Его. Для Давида самым великим даром от Бога был Бог.

Добавляя к этому другой образ, Давид говорит, что Бог - это часть его “чаши”, то есть его пища и вода, его жизнь. Яхве был всем тем, в чем нуждался Давид, чтобы удовлетворить свои желания во владении, жизни и средствах к существованию.

Возможно, фоном, на котором возникли эти мысли, послужила доля левитов. Частью, которую получили они, был Бог. Они не получили земли, но поскольку они неустанно трудились в связи с поклонением в скинии и поскольку они предоставляли Израилю постоянное духовное руководство, можно сказать, что Бог был их владением. Их привилегия заключалась в том, что они ежедневно пребывали с Богом в поклонении и служении, и эта привилегия рассматривалась как самая большая честь и удовольствие (Чис. 18:20; Втор. 10:9). Псалмопевец, наверное, поспорил бы, что левиты с их уникальными взаимоотношениями с Богом были облагодетельствованы Им больше всех других колен.

IV. МОЙ СОВЕТЧИК (ст. 7)

«Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя» (ст. 7).

Бог был учителем и советчиком Давида. Он научил псалмопевца любить Его и следовать за Ним. Давид высоко ценил Божий совет и славил Бога за него. В тихие бессонные ночные часы Давид размышлял о ценности своих взаимоотношений с Богом и необходимости беречь их.

V. МОЙ ТОВАРИЩ (ст. 8, 9)

Бог всюду сопровождал Давида (ст. 8). Давид сам решил постоянно пребывать в присутствии Бога. Он смотрел на Его лицо и размышлял о Его любви и своем будущем. Так как Бог был рядом с ним, по его правую руку, то он совсем не боялся. Господь был его защитником, воином, единоборцем, который стоял рядом с ним и был готов прийти к нему на помощь в любой момент.

«Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании» (ст. 9).

Многочисленные благословения были результатом такой дружбы, самыми важными среди которых были радость, уверенность и покой. С помощью типичного синонимического параллелизма автор говорит о радости своего сердца и ликовании своей души (языка), при этом вторая фраза имеет то же самое значение, что и первая.

VI. МОЯ ЗАЩИТА (ст. 10)

«Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (ст. 10).

Давид видит Бога заботящимся о тех, кто верит в Него в этой жизни и в той жизни, что грядет. Возможно, когда Давид писал эти слова, он думал о славной дружбе с Богом - о непоколебимом мире, который у него был в этой жизни, и об уверенности в том, что и в жизни грядущей он также будет ходить с Богом. Если это так, то Святой Дух имел в виду гораздо большее. Как Петр убедительно показал в день Пятидесятницы и как Павел проповедовал в иудейской синагоге в Антиохии Писидийской, то были слова, предсказывавшие воскресение Христа (Деян. 2:31; 13:35). Сомнения в толковании этих слов быть не может.

Иисус не был оставлен во власти могилы (шеол/сиул). Он не остался мертвым, как и Его тело не оставалось в могиле достаточно долго, чтобы начался процесс разложения. Давид, возможно, понимал то, что он говорил, как выражение упования на Бога в неопределенном будущем, но Святой Дух, с помощью образного и поэтического языка Давида, в это время пророчествовал о самом выдающемся событии всех времен: о воскресении Иисуса из мертвых. Более глубокий смысл этого псалма нашел выражение в нерушимом общении Иисуса с Богом и Его освобождении из тисков смерти, из могилы на окраине Иерусалима.

VII. МОЙ ИСТОЧНИК УДОВЛЕТВОРЕНИЯ (ст. 11)

«Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (ст. 11).

Источник удовлетворения автор находил в Боге. Он был для него не только тем, кто вел к жизни; Он Сам есть жизнь теперь для тех, кто верит в Него, ибо в Его присутствии заключена полнота жизни и полнота радости. В этой жизни или в той жизни, что будет, река бесконечной радости вливается в того, кто ходит с Богом. Путь единства с Богом идет через земную жизнь в жизнь изобилия в вечности.

Радости Господни состоят из того, кто Он есть (Его присутствие) и что Он дает (Его правая рука/десница). Даруемые им удовольствия и то, что необходимо для жизни, приносят удовлетворение. Радости этого мира исчезают; радости Господа бесконечны и становятся все слаще и слаще.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Давид описывает свою жизнь с Богом самым выразительным языком, говоря о ней в превосходной степени. Он видит свои взаимоотношения с Богом как summum bonum (лат.) - высшее благо этой жизни, благо, стоящее превыше любого другого блага. Для него ничто не может сравниться с его жизнью ни по качеству, ни по наслаждению. Осознавая это весьма смутно, он тем не менее твердо верит, что то, что он пережил в своем земном путешествии с Богом, будет продолжаться в возвышенной сфере в будущем, за могилой.

Его слова имели значение и для его времени, и для более отдаленного дня - для ветхозаветного периода, и, через пророчество, для начала христианской эры с жизнью, смертью и воскресением нашего Господа.

Для нас этот псалом - в образах ветхозаветной жизни и в его исполнении, выраженном жизнью нашего Господа Иисуса Христа, - описывает жизнь с Богом словами безграничной радости и беспредельных удовольствий. В таком случае даже смерть теряет свою ужасающую силу. Значит, человеческая жизнь в своем наивысшем проявлении заключается в том, чтобы быть связанным с вечным Богом непрерывным общением.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻