Американский художник Джон Стюарт Карри (1897-1946) практически неизвестен в нашей стране, а в Соединенных Штатах считается национальным классиком.
В свое время он стал одним из основоположников чисто американского течения в живописи – регионализма (риджионализма). Художники этой школы изображали на своих картинах виды и жанровые сцены из небольших городков и фермерских поселений сельскохозяйственных штатов США, откуда сами были родом. Самая известная картина стиля риджионализм – «Американская готика».
Картина «Крещение в Канзасе» написана в 1928 году. На первой же выставке она вызвала настоящий фурор. Еще никто так не рисовал повседневную жизнь американской глубинки.
Джон Стюарт Карри родился и вырос на ферме в штате Канзас. Художественный талант проявился уже в раннем возрасте, и родители, не скупились на образование сына. Карри учился живописи в Париже. Вернулся обратно в Штаты, выбрал карьеру профессионального художника и больше никогда не жил в родном Канзасе. Но при этом писал по памяти картины своей малой родины.
«Крещение в Канзасе» стало первой работой мастера, прославившей его имя на всю страну. Карри изобразил сцену, свидетелем которой был в детстве. А именно сцену крещения. Только не совсем привычную.
Дело в том, что большинство жителей ферм и маленьких городков Канзаса – христиане-баптисты. Таинство крещения они не проводят для младенцев, а только для тех, кто делает осознанный религиозный выбор. Как правило, в 15-17 лет и позднее.
Именно американские баптисты придумали проводить массовые церемонии крещения не внутри храма, как у большинства христиан, а в реках и озерах. В воду необходимо погрузиться полностью, с головой. Нередки подобные церемонии и в России.
Джон Стюарт Карри вырос в религиозной семье и в детстве неоднократно становился свидетелем водных крещений. Но одно лето ему запомнилось особо. В 1915 году в Канзасе стояла необычайная засуха, все реки обмелели, и крестины было решено проводить в обычных бочках и резервуарах. Причем в одну и ту же воду, в целях экономии, поочередно входили по несколько, а то и по несколько десятков, человек.
Мы видим, как глава религиозной общины, стоя по колено в воде в деревянном резервуаре, погружает в воду, одетую во все белое, молодую девушку. Справа еще несколько молодых людей обоего пола ожидают своей очереди. А по кругу стоят те, кто уже давно приобщился к Богу. Песнопениями члены общины приветствуют новых братьев и сестер.
Несмотря на то, что картина написана по детским воспоминаниям 13-летней давности, персонажи одеты по моде 1928 г. – даты создания картины. Приехали они на автомобилях марки «Форд модель Т», который в 20-е гг. стал «народным», но в 1915 г. ни один канзасский фермер не смог бы его себе позволить.
Полукруг из «фордов» не случаен. Он как бы подчеркивает таинство крещения, не предназначенное для чужих глаз. В небе парят ворон и голубь. Те самые птицы, которых Ной выпустил со своего ковчега после Потопа.
Американцы, и прежде всего богатые жители городов, когда увидели картину Карри, были поражены тем, как художник передал очень важную сцену в жизни любого человека. Для большинства крестины – это торжественная церемония в храме или молельном доме. К ней заблаговременно готовятся, ее проведение занимает значительное количество времени, а после следует обязательное застолье. Сравните, как изобразил сцену крестин другой американский художник:
Для сельских баптистов Америки крещение тоже важнейшая и памятная часть жизни. Но совсем не торжественная, а вполне обыденная и скромная. Труженикам некогда тратить время на церемониал и празднование. Они надели выходные костюмы, приехали на машинах, «сделали дело» и вернулись домой к повседневным заботам. И их нисколько не смущают бродящие рядом кони и лающие собаки.
Кстати, жители канзасской глубинки, сочли «Крещение» пародией на их быт и сильно обиделись на своего земляка. Несмотря на всеамериканскую славу, в самом Канзасе художника долгое время не хотели признавать, про него запретили упоминать в школах, а местные газеты упражнялись в оскорблениях. Лишь в 1992 г. парламент штата публично извинился за травлю прошлых лет и назвал Джона Стюарта Карри «достойным сыном Канзаса».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: