Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

«Крещение в Канзасе» – знаковая картина американской живописи XX века: на что в ней нужно обратить внимание

Американский художник Джон Стюарт Карри (1897-1946) практически неизвестен в нашей стране, а в Соединенных Штатах считается национальным классиком.

Дж. С. Карри. Автопортрет. 1937 г. Общественное достояние
Дж. С. Карри. Автопортрет. 1937 г. Общественное достояние

В свое время он стал одним из основоположников чисто американского течения в живописи – регионализма (риджионализма). Художники этой школы изображали на своих картинах виды и жанровые сцены из небольших городков и фермерских поселений сельскохозяйственных штатов США, откуда сами были родом. Самая известная картина стиля риджионализм – «Американская готика».

Грант Вуд. Американская готика. 1930г. Художественный институт Чикаго. Общественное достояние
Грант Вуд. Американская готика. 1930г. Художественный институт Чикаго. Общественное достояние

Картина «Крещение в Канзасе» написана в 1928 году. На первой же выставке она вызвала настоящий фурор. Еще никто так не рисовал повседневную жизнь американской глубинки.

Дж. С. Карри. Крещение в Канзасе. 1928 г. Нью-Йорк, Музей американского искусства Уитни. Общественное достояние
Дж. С. Карри. Крещение в Канзасе. 1928 г. Нью-Йорк, Музей американского искусства Уитни. Общественное достояние

Джон Стюарт Карри родился и вырос на ферме в штате Канзас. Художественный талант проявился уже в раннем возрасте, и родители, не скупились на образование сына. Карри учился живописи в Париже. Вернулся обратно в Штаты, выбрал карьеру профессионального художника и больше никогда не жил в родном Канзасе. Но при этом писал по памяти картины своей малой родины.

Дж. С. Карри. Торнадо над Канзасом. 1929 г. Мичиган, Художественный музей Маскегон. Общественное достояние
Дж. С. Карри. Торнадо над Канзасом. 1929 г. Мичиган, Художественный музей Маскегон. Общественное достояние

«Крещение в Канзасе» стало первой работой мастера, прославившей его имя на всю страну. Карри изобразил сцену, свидетелем которой был в детстве. А именно сцену крещения. Только не совсем привычную.

Дело в том, что большинство жителей ферм и маленьких городков Канзаса – христиане-баптисты. Таинство крещения они не проводят для младенцев, а только для тех, кто делает осознанный религиозный выбор. Как правило, в 15-17 лет и позднее.

Именно американские баптисты придумали проводить массовые церемонии крещения не внутри храма, как у большинства христиан, а в реках и озерах. В воду необходимо погрузиться полностью, с головой. Нередки подобные церемонии и в России.

Крещение в открытой воде, штат Теннесси. Фото 1938 г. с сайта pinterest.com
Крещение в открытой воде, штат Теннесси. Фото 1938 г. с сайта pinterest.com

Джон Стюарт Карри вырос в религиозной семье и в детстве неоднократно становился свидетелем водных крещений. Но одно лето ему запомнилось особо. В 1915 году в Канзасе стояла необычайная засуха, все реки обмелели, и крестины было решено проводить в обычных бочках и резервуарах. Причем в одну и ту же воду, в целях экономии, поочередно входили по несколько, а то и по несколько десятков, человек.

Фрагмент картины «Крещение в Канзасе»
Фрагмент картины «Крещение в Канзасе»

Мы видим, как глава религиозной общины, стоя по колено в воде в деревянном резервуаре, погружает в воду, одетую во все белое, молодую девушку. Справа еще несколько молодых людей обоего пола ожидают своей очереди. А по кругу стоят те, кто уже давно приобщился к Богу. Песнопениями члены общины приветствуют новых братьев и сестер.

Несмотря на то, что картина написана по детским воспоминаниям 13-летней давности, персонажи одеты по моде 1928 г. – даты создания картины. Приехали они на автомобилях марки «Форд модель Т», который в 20-е гг. стал «народным», но в 1915 г. ни один канзасский фермер не смог бы его себе позволить.

Полукруг из «фордов» не случаен. Он как бы подчеркивает таинство крещения, не предназначенное для чужих глаз. В небе парят ворон и голубь. Те самые птицы, которых Ной выпустил со своего ковчега после Потопа.

Фрагмент картины «Крещение в Канзасе»
Фрагмент картины «Крещение в Канзасе»

Американцы, и прежде всего богатые жители городов, когда увидели картину Карри, были поражены тем, как художник передал очень важную сцену в жизни любого человека. Для большинства крестины – это торжественная церемония в храме или молельном доме. К ней заблаговременно готовятся, ее проведение занимает значительное количество времени, а после следует обязательное застолье. Сравните, как изобразил сцену крестин другой американский художник:

Юлиус Леблан Стюарт. Крещение. 1892 г. Музей искусств округа Лос-Анджелес
Юлиус Леблан Стюарт. Крещение. 1892 г. Музей искусств округа Лос-Анджелес

Для сельских баптистов Америки крещение тоже важнейшая и памятная часть жизни. Но совсем не торжественная, а вполне обыденная и скромная. Труженикам некогда тратить время на церемониал и празднование. Они надели выходные костюмы, приехали на машинах, «сделали дело» и вернулись домой к повседневным заботам. И их нисколько не смущают бродящие рядом кони и лающие собаки.

-9

Кстати, жители канзасской глубинки, сочли «Крещение» пародией на их быт и сильно обиделись на своего земляка. Несмотря на всеамериканскую славу, в самом Канзасе художника долгое время не хотели признавать, про него запретили упоминать в школах, а местные газеты упражнялись в оскорблениях. Лишь в 1992 г. парламент штата публично извинился за травлю прошлых лет и назвал Джона Стюарта Карри «достойным сыном Канзаса».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Девушка в кимоно. Печальная судьба юной натурщицы, навечно оставшейся на картинах и старых фотографиях