Для тех новоначальных, которые только пытаются приобщиться Христовых Таинств, главное понять, что именно такое исповедь. Многие это не понимают и даже спрашивают нужна ли она перед Причастием.
Сегодня суть исповеди затуманилась. Если раньше исповедь считалась, как принятие в Церковь, то сегодня все там, но продолжают грешить, каяться и не имеют твёрдого желания разорвать путы. В прежние века она нужна была тогда и тем лицам, которые отпали от Церкви, а от Церкви можно отпасть, когда совершаешь какой-то тяжкий грех, тяжелый проступок, смертный грех или долго не причащаешься. Это всё-равно, что если долго не ел, ты недалеко от смерти. Так и в духовном плане, долго не окормленные Церковью считались уже "мёртвыми".
Это, как в боксе. Можно бить по разным местам и устоять, а бывает нокаутирующие удары, после которых вырубает, когда дальше спортсмен уже не в состоянии дальше продолжать бой. Так вот и в духовной жизни есть такие удары, греховные, смертные, которые подразумевают невозможность дальнейшего участия в Таинствах. Это блуд, это убийство, это чревообъедение... В корне всего лежит от отречение от Христа. Любой грех - это отречение от Христа. Потому что во Христе смертным грехом он согрешать не может, потому что в нем Господь пребывает и действует в нем. Если же Господь перестает действовать в человеке, то он соответственно начинает действовать исходя из своей собственной пораженной природы. Происходит констатация факта - отречение от Христа.
Но мало убийце знать о своем грехе. Господь простит скоро тому, кто по своим грехам плачет как псалмопевец Давид. Сожалеет о том, что содеял и больше не хочет его повторять. Причем плачет слезно, много и часто. Он неоднократно каялся, трудился в молитве, хотя при том не знал к чему это приведет. Да и вообще мы часто думаем одно, просим одно, а Господь вносит свои коррективы, потому что только Бог управляет нашими делами, располагает так, что чаще выходит нечто другое, но никак не то, что мы задумывали. Может лучше, может хуже, но сто процент ожидаемого не бывает.
Так вот для искупления своего греха благородным деланием могут стать мысли пострадать за того, кому нанесли боль или навредили. То есть, если существует шанс исправить свою вину по отношению к ближнему, нужно им с радостью, немедля воспользоваться. Украл - вернуть, сломал - отремонтировать. В Ирландии вообще была даже такая практика. Тот, кто убил становился слугой у дорогих сердцу людей убитого.
Искупить грех может только Бог, но для этого нужно немало потрудиться, поупражняться в добром. Встать, если упал, иметь силы подняться, если споткнулся, криво кося, но взять над ним верх. А самое главное иметь решимость оставить грех, опротиветь ему, даже возненавидеть, остановить гневом, но праведным.
Помните для чего дан нам гнев? Он в нас есть всегда. Его вложил в нас сам Господь, но не для того, чтоб человек мог его выпаливать, когда только захочет, а быть великодушным, и любое желание разгневаться, раздражаться, сдержать. Не малодушествовать. Ведь у такого человека любое "не по нем" подстрекает его взрываться, не терпеть и понуждать себя смолчать, отойти от спора, не оправдать себя, не выйти из него победителем, выпалить его на другого, чтобы всех опалить. А нужно ведь, наоборот, как говорится в Послании к Римлянам "не мстить за себя, но дайте место гневу Божию", то есть дать место гневу в себе, не дать порадоваться лукавому получить желаемое, а смолчать, смириться, оставить его в себе, чтобы не дать ему выйти наружу, не дать место гневу появиться в душе, а как бы расширить себя внутри, расширить свою душу, сделаться как говорят великодушным. Это и есть борьба с грехом. И вот на нее важно стать грешнику, чтобы иметь возможность быть помилованным, прощеным, исцеленным до конца.
Жизнь после исповеди другая новая возможна. Многие священники советуют потрудиться в монастыре, помочь чем-то бедным. Как сказал протоиерей Андрей Ткачёв: "Деньгами помогать - это последнее. А ты укрой нуждающегося, и с этим же плащом сам Господь встретит тебя у врат рая". Даже если человек и получил прощение, но душе сразу здоровье не вернешь. Важно начать жить праведной жизнью. Всем мы знаем, что если болезнь ушла, иммунитет укреплять все-равно придётся.
Как раз соблюдение заповедей и есть верный путь на пути к обретению вновь духовного здравия. Даже ели это и не по душе выздоравливающему, но и для телесного бодрости больной не всегда бывает рад процедурам, что выписывает врач. Это собственно основа всего. Если постоянно, пусть понемножку меняться, а исповедь как раз и означает с греческого "метанойя", то есть перемена, изменение, упражняться в изучении Слова Божьего, пытаться как-то углубиться в него, найти какие-то смыслы, он сам подтянется, перестанет быть теплохладным. И даже если у него сердце окаменелое, холодное, то постепенно оно рано или поздно размягчится, придёт в состояние покаяния. Это как дерево, которое посажено при источниках вод. Всё, это дерево уже обречено. Рано или поздно оно даст плод. Вопрос только во времени. Потому что всегда Слово Божие ассоциировалось в Священном Писании с водой.
Так что этот "промах", "ошибку", "промашку", которым с древнегреческого и переводится грех можно вылечить. Можно вернуть расположение Бога. Особенно Христовыми Таинствами, в которых Он в них невидимо действует, с одной стороны освобождая человека от греха, с другой - придавая ему новые силы.