Всем привет! Понятное дело, что теоретические знания о закрепах – это одно, а практические навыки – другое. Я рассказал о способах открытых закрепов в произведении. Они-то особого подхода, умения не требуют. Главное, про них надо не забыть.
Закрытые закрепы – написание текста с ненавязчивым повторением чего-то. Я расскажу о девяти таких способах.
1. Косвенный тавтологический
Это повтор смыслов, но другими словами.
Например, у героя есть привычка перед принятием решения пить кофе. Целый ритуал! А ритуал как бы состоит из одних и тех же действий. Придется в одном случае описать его детально, в другом в виде сравнения, ассоциации, в третьем – кофе варит друг, в четвертом – герой не имеет возможности это сделать, но, отчаянно нуждается в ритуале, потому пьет отвратительный кофе в попавшейся на пути забегаловке и т.д.
2. Намек
Одним словом, выражением намекаем, указываем на прошлые факты, информацию, события и т.д.
Например, повторы в «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, когда Привалов видит разные книги на подоконнике, волосатые уши – признак нерадивого сотрудника и т.д.
3. Упоминание
Это косвенный повтор, когда что-то из прошлого не называется прямо, а как бы затрагивается, отмечается, касается, упоминается словом, выражением, одним предложением.
Например,
«когда мы с тобой в первый раз увидели Наташу…»,
«он вспоминал первую встречу с Наташей…»,
«очарование Наташей, возникшее в их первую встречу, прошло…»
4. Усиление
Это не просто повтор, а усиливающий, дополняющий то, что было сказано ранее.
Например:
«Она хорошо танцевала» /
«Она танцевала легко, порхала бабочкой» /
«Маленьким смерчем неслась она по залу в яростном танце, казалось, туфельки не касались пола, шлейф красного платья пламенем окутывал ноги, а белая кружевная накидка превратилась в крылья».
5. Ослабление
Ослабление, наоборот, напоминает о чем-то ярком, что было показано ранее, а далее достаточно просто это вспомнить, не перетягивая уже внимания читателя.
Например, действие происходит осенью. В начале писатель дает яркое описание времени года, свое видение или героя, подчеркивает деталями, далее повторяет какие-то интересные детали об осени, потом вообще может упоминать, что на дворе осень, одним словом.
6. Вопрос
Повтор-вопрос часто используется, чтобы не пересказывать прошлые события, а вспомнить о них, уточняя, выясняя, интересуясь тем, что произошло. Также вопрос хорош в начале главы, таким образом создается связь между событиями.
7. Расшифровка, толкование
Что-то произошло, но в начале об этом было сказано кратко, потому что другие события важнее, или же для того, чтобы сохранить загадку до поры до времени. Потом нужно вернуться, повторить, расшифровка помогает раскрыть, объяснить ранее заявленное, растолковать знаки, символы, придать им другое значение.
8. Интерпретация
Наверняка вы встречали в книгах показ одного и того же события с точки зрения разных персонажей. Это характерно для произведений, где каждая глава написана от имени определенного героя. Конечно, не слово в слово, а именно интерпретации. Лично мне этот прием не нравится, мне становится скучно. Но соглашусь, что иногда это необходимо.
Например, с точки зрения героя-мужчины, героини-женщины, самого автора. Или героя-космолетчика и инопланетянина и др.
9. Интригующий
Это композиционный повтор, который не дает читателю забыть ход событий, держит его в напряжении. Может быть любым: вопросом, обращением, деталью, «ружьем», крючком и т.д. Особенно он хорош в конце главы, когда создается связь-тайна с будущим событием.
Например:
«Алена Ивановна пристально посмотрела на меня:
– Иди, Илюша, иди, только ум береги.
Я не придал значения словам деревенской ведуньи, а надо было...
А у меня оставалось еще одно важное дело, о котором не знал никто, даже Костик». (Алексей Ладо, «Я люблю привидение»).
Давайте подведем итоги довольно большого материала о закрепах
► Итак, закрепы – это текстовые элементы, которые по-разному повторяются в произведении.
► Главные цели закрепа:
не дать читателю забыть ход событий; не дать читателю забыть важную информацию; акцентировать внимание читателя на необходимых для понимания всего вещах; обеспечить непрерывность сюжетных линий (без сюжетных дыр).
► Выделим 7 групп закрепов: времени; ключевые; знаковые закрепы; портретные; сеттинговые; композиционные.
Основные функции закрепов:
► отделение одного события от другого, создание структурной отбивки;
► создание последовательности событий;
► подготовка читателя к будущим событиям;
► создание нужной атмосферы;
► обобщение элементов образа;
► передача необходимой информации;
► создание интриги, ходов к будущим разгадкам сюжета;
► ослабление или усиление образов;
► уточнение образов, моделей мышления, поведения и т.д.;
► создание фоновых картин для показа события достоверно;
► приобщение читателя к происходящему;
► предварение, сопровождение, завершение события;
► следование необходимым канонам жанра
И еще несколько важных правил закрепов
1. Закреты бывают обязательными и необязательными. Например, повтор времени – необходимый закреп, а любого рода вставки – необязательны. Выбор закрепа – это решение писателя. У вас могут быть свои закрепы, своя классификация.
2. Закрепы не делаются хаотично, ими не стоит злоупотреблять, если для повтора нет необходимости.
3. Главное, не переборщить, не сделать закреп назойливым, раздражающим читателя.
4. Закрепы – структурные элементы – даются последовательно в определенных местах сюжетных линий.
В идеале все закрепы в итоге должны складываться в единую картину, подобно кубику Рубика (не случайно же я показал именно его еще в первой статье на эту тему).
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература