242 подписчика

С каких растений пчёлы собирают нектар и пыльцу на моей пасеке. Часть 1 (Весенние медоносы)

233 прочитали

Всем привет! В данной статье рассмотрим с каких растений пчёлы собирают нектар и пыльцу на моей пасеке весной. Но для начала небольшая предыстория о важности понимания, какие медоносы произрастают в той местности, в которой начинающий пчеловод будет организовывать свою пасеку. В свое время перед приобретением пчелопакетов, ульев и всего необходимого инвентаря для занятия пчеловодством я задумался, а с каких растений мои пчелы будут брать нектар? Есть ли вообще медоносы в той местности, где у меня будет пасека? Согласно литературным источникам пчелы за нектаром и пыльцой летают в радиусе до 5 км. И я решил исследовать территорию на наличие медоносов в данном радиусе в весеннее, летнее и осеннее время года. И вот какие медоносы я обнаружил (перед этим хочу сообщить, что я буду давать некоторые справки касательно каждого медоноса в период 2021 года):

1. Ива

Первая пыльца, принесенная пчелами в свой улей, будет ивовая. В непосредственной близости (20-30 м) от моей небольшой пасеки (5 пчелиных семей) растет три ивы. Также в 500 - 1000 м от пасеки протекает река Иртыш, что дает мне ответ на вопрос «от куда пчелы будут брать воду?». Так вот, вдоль берега реки растет много «ивняка», что освобождает пчел от дальних полетов для поиска нектара и пыльцы в весеннее время года. В 2021 году мои пчелы начали приносить обножку с ивы 24-25 апреля. В это время снег еще лежит и цветение ивы начинается с верхушки, постепенно опускаясь до нижних веток по мере наступления более теплых дней. Интересно и радостно было наблюдать, как пчёлы, только что облетавшиеся после длительной зимовки, кружили у верхушек ив, собирали драгоценный нектар и пыльцу и несли в свои «домики». Период цветения ивы был небольшой - около 14 дней. Медопродуктивность до 150 кг/га.

Ива
Ива

2. Одуванчик

Одуванчик цвел с мая по август. Наибольший пик цветения наблюдался в июне и в конце мая. Хорошо посещался пчёлами. Выделяет большое содержание пыльцы. Одуванчик вносит наибольший вклад в развитие пчелиных семей весной в моей местности в качестве пыльценоса. Что же касается медопродуктивности, то у одуванчика она составляет до 50 кг/га, но это, конечно же, при самых благоприятных погодных условиях, что для нашей весны большая редкость. Отличительной особенностью в период цветения данного растения является то, что некоторые пчелы возвращаются «измазанными» в пыльце одуванчика.

Одуванчик
Одуванчик

3. Мать-и-Мачеха

Данное растение цвело в мае и в начале июня. Медопродуктивность небольшая и составляет до 22 кг/га. Но зато данное растение обеспечивает пчел обильным пыльцевым взятком, который необходим в весенний период для развитие пчелиных семей. В мой местности мать-и-мачеха росла в мае небольшими островками и не могла составить конкуренцию одуванчику.

В следующей статье рассмотрим летние медоносы. Подписывайтесь на канал.

Продолжение следует...