Найти в Дзене
Investments, Risks, Money

Заметки

1. Наиболее простой для понимания показатель - P/S капитализация компании/продажи. Продажи, как и любой показатель фин. отчетности можно “подкрутить”, но влияющих на него факторов меньше: факт признания выручки, скидки, продажи в кредит и дата признания выручки. Что он показывает? Ожидания рынка по отношению к фактическим продажам. Ожидания могут быть завышенные, тогда и показатель будет астрономическим. Например, $RIVN P/S = 2169, почти в 100 раз больше, чем у Теслы = 23. У производителей обычных автомобилей показатель <1.📚

2. Иногда тренды превращаются в пузыри либо из-за неуспевающей инфраструктуры, поддерживающих отраслей, либо из-за предпринимателей, стремящихся не к развитию компаний, отрасли, которая в тренде, а на снятии сливок с тренда. Например, в эпоху пузыря dotcom можно было к любому слову добавить .com и выходить на биржу. Сейчас надо просто назваться startup в любой сфере, особенно хорошо продается digital transformation, AI, ML и конечно же big data, но уже не на пике 😁

При этом тренды по существу просто опережали свое время в начале 2000х. Пример, тогда - pets.com, сейчас это $CHWY, которую купили за $3 млрд. 

3. Как действовать, если есть признаки “пузырей”:

3.1. Диверсификация, причем лучше в активы, которые не связаны с локомотивами - S&P500 и Nasdaq. Должна быть низкая корреляция, например, золото, облигации, альтернативные виды (PE, искусство).

3.2. Меньше покупать переоцененные компании (трендовые и которые выросли во время пандемии, а сейчас показывают -50% и больше по сравнению со своими пиками, например, Зум, $SFIX, $BYND, $TDOC). Это не значит, что они плохие в долгосрок, просто возможно им понадобится больше времени для роста. Это нужно учитывать. 

3.3. Ребалансировать портфель чаще, но это по желанию. 🛠