Сбер можно любить, можно ругать и ненавидеть, но никуда от него не денешься.
Причём, порой отношения с этим банком могут развиваться очень драматически. На своём ютуб-канале я делал когда-то видео о том, как попал в черный список Сбербанка из-за весьма курьёзной ситуации: в 2016 году по пути в Крым, памятуя прошлый туда визит в условиях работы только одной платежной системы (ПРО100) и не успев оформить такую карту в столице, я решил сделать это в Ростовской области. Как же я был наивен и избалован Московским сервисом. Подробнее смотрите у меня на канале, а здесь я лишь констатирую, что всё закончилось хорошо: через 3 года бан слетел сам. Но было уже не надо.
Попасть с стоп-лист Сбера - то ещё удовольствие. Нет, они не блокировали счета, ничего подобного, они просто "отказали мне в обслуживании". На практике это означало, что я не мог перевыпустить карты. Даже кредитку, у которой истекал срок. Сразу возникли проблемы с её пополнением и вообще с погашением кредита. Пикантности ситуации придавало то, что я в те времена преимущественно проживал за границей и явиться в банк для погашения сумм я не мог. Выкручивался переводом на лицевой счет с назначением: погашение кредита по такой-то карте.
Оказаться отрезанным от обслуживания Сбербанка было неприятно: у всех был Сбер. И это было неслучайно.
Руководству банка в нулевые удалось провести реформу, которая надолго вывела банк в лидеры. Помню, как я посетил отделение банка на Цветном бульваре в Москве впервые в начале нулевых: обшарпанная стойка, доставшаяся ему наверное с советского периода, пустой зал, характерный запах... помните, такой был на телеграфе.
Я всегда удивлялся, будучи руководителем транспортной компании в те годы, оплачивая счета и обнаруживая в них банк получателя - Сбер. Боже мой, зачем такой косный и недешевый банк?
Позже, после краха бизнеса в 2009 году, уже будучи наёмным работником, я стал обладателем зарплатной карты Сбербанка, и тут заверте...
Помимо вездесущего присутствия Сбера, (где бы ты ни был, ты никогда не останешься без нала, банкоматы были просто везде, впрочем, как и отделения), перед пользователями открывалась неслыханная возможность переводов другим клиентам Сбера. Без визита в отделение, представьте себе!!! Зачисление мгновенное, а на переводах внутри московского региона еще и без комиссии. Чат в приложении Сбер-онлайн и так далее.
И вот все эти достижения супертехнологичного банка становятся тебе недоступны. Никто не хочет тебе переводить средства из-за комиссии, а если кто-то и решался на подобное, средства могли зачисляться несколько дней.
Конечно, совсем без банка я не остался: пользовался карточкой жены, что тоже было далеко не всегда удобно. С другой стороны, ситуация сама вынуждала на поиск альтернативных решений. К тому моменту у меня уже была карта Тинькофф-банка, которую я успел оформить для путешествий. Во многом именно она помогла не только избавиться от сберовской зависимости (в то время многие ее оформляли и переводы не были проблемой; к тому же, эта карта позволяла снимать деньги без комиссии во многих банкоматах, особенно, в отличие от Сбера, за границей).
Олег Тинькофф талантливый человек, сумевший сделать массовым использование премиум-карт. Как бы там ни было, вслед за ним и другие банки стали предлагать всевозможные кэшбэки, бесплатное обслуживание, снятие без комиссии и прочие плюшки.
На сегодняшний день у меня есть карты почти всех отечественных ведущих банков, как правило, бесплатные. При этом, только Сбер среди них - это усеченные маэстроподобные продукты без имени на карте.
Последней каплей в снижение конкурентности банка стала Система Быстрых Платежей (СБП), занозой сидящая у государственного банка. Надо же, как невовремя она появилась: Сбер как раз ввёл лимиты на внутрибанковские карточные переводы в пределах одного региона в размере 50000 (а межрегиональные и прежде были платными, в одном банке то!). А тут появляется эта СБП с возможностью легко платить не просто по номеру телефона, да ещё и по межбанку.
По каким позициям Сбербанк сегодня явно проигрывает среднему по рынку уровню конкурентности?
Сбербанк не смог удержать шишку лидерства.
1. Стоимость обслуживания и услуг. Карточные продукты платные. Обменный курс самый невыгодный. Кредиты дорогие, а депозиты дешевые. Комиссия за снятие наличных в других банкоматах, особенно за рубежом; причем, это именно комиссия Сбера, которая добавляется к комиссии иностранного банка за снятие с чужой для него карты (плюс самый невыгодный обменный курс, помните?). В общем, не выгодно.
2. СБП. В Сбербанке, в отличие от остальных банков, где СБП подключается чуть не по умолчанию, эта опция позорно была скрыта в настройках да так, что существуют целые инструкции по активации этого сервиса в Сбере. Более того, Сбер даёт единый лимит на переводы по номеру телефона и по внутрирегиональным переводам, вот так то.
3. Чат с банком был закрыт несколько, чтобы решить проблемы по сути пустякового характера, например, задвоения телефона на разных картах, надо ехать в отделение или к банкомату. Помните, "вот где карту открывали, туда и идите"?
4. Отсутствие единой сети. У Сбера всё ещё нечто похожее на национальный роуминг: за снятие или зачисление денег в другом регионе взимается комиссия по некоторым картам.
Единственное, что осталось у банка - так это сеть отделений и банкоматов, доставшаяся ему, впрочем, во многом в результате советского наследия. Но это далеко уже не конкурентное преимущество, поскольку карты остальных банков обслуживаются без комиссии почти во всех других банкоматах.
Про Альфа-банк можно почитать тоже у меня на канале
#okolog #околог #сбер #сбербанк #банки