Найти тему

Риски при планировании закупок

Только при эффективном управлении рисками заказчик может непрерывно и успешно осуществлять закупочную деятельность. Именно поэтому основная задача управления рисками на этапе планирования закупок глобально сводится к дальнейшему совершенствованию системы правового регулирования в закупочной сфере, минимизации возможных нормативно-правовых пробелов, оптимизации применения мер правовой ответственности и усилении контроля за функционированием контрактной системы.

Состав рисков

Определение приоритетов заказчика на закупку

- расстановка мнимых приоритетов по закупке (объект, объем, сроки)

- лоббирование инвестиций в «нужную» сферу

- определение круга и места расположения потребителей, а также объема потребления

- определение объема средств, направляемых на закупку

Исследование рынка и определение НМЦК

- необоснованное расширение или ограничение круга потенциальных участников закупок

- необоснованное расширение или ограничение круга объектов закупки

- необоснованное упрощение или усложнение контрактных условий

- необоснованное завышение или занижение НМЦК

Формирование плана-графика закупок

- необоснованное сокращение срока исполнения контракта (что оставляет в закупке только компанию, имеющую инсайдерскую информацию, либо уже наполовину выполнившую контракт)

- авральное определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в конце
года или квартала (что ведет к возникновению риска сговора и повышению коррупционной составляющей)

- необоснованное затягивание или ускорение закупки

Пути предотвращения рисков

Определение приоритетов заказчика на закупку

- разработка и внедрение системы эффективного
планирования закупок,
базирующейся на всестороннем анализе потребностей с учетом мнения конечных потребителей

- обоснование способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

- соблюдение правил нормирования

Исследование рынка и определение НМЦК

- исследование рынка независимыми специалистами или подготовленными специалистами заказчиков, уполномоченных органов и учреждений в сфере
маркетинга

- использование должных методов обоснования НМЦК

- экспертиза обоснования НМЦК

- разработка типовых описаний объекта закупки

- постоянный мониторинг и опубликование цен на типовые товары (работы, услуги)

Формирование плана-графика закупок

- мониторинг условий исполнения контрактов на предмет
необоснованного сокращения сроков

- обоснование выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и НМЦК

- обоснование предлагаемых условий исполнения
контракта

- разработка и внедрение регламента по определению поставщика (подрядчика, исполнителя)

- проведение
обязательного общественного обсуждения закупок

-учет предложений субъектов общественного контроля

-2

Минимизация рисков на этапе планирования закупки должна включать в себя мероприятия, которые заказчики могут реализовать самостоятельно, не дожидаясь принятия специальных нормативно-правовых актов или внесения изменений в контрактное законодательство, а именно:

- обоснование необходимости закупки, когда заявка подтверждается ссылками на объективные, конкретные и проверяемые данные, а при необходимости – независимой экспертизой;

- формирование системы обратной связи с заказчиком, оценивающим эффективность закупки, что позволит учесть выявленные недостатки на очередном (последующем) этапе планирования;

- постоянный учет и контроль закупаемых объектов.