Только при эффективном управлении рисками заказчик может непрерывно и успешно осуществлять закупочную деятельность. Именно поэтому основная задача управления рисками на этапе планирования закупок глобально сводится к дальнейшему совершенствованию системы правового регулирования в закупочной сфере, минимизации возможных нормативно-правовых пробелов, оптимизации применения мер правовой ответственности и усилении контроля за функционированием контрактной системы.
Состав рисков
Определение приоритетов заказчика на закупку
- расстановка мнимых приоритетов по закупке (объект, объем, сроки)
- лоббирование инвестиций в «нужную» сферу
- определение круга и места расположения потребителей, а также объема потребления
- определение объема средств, направляемых на закупку
Исследование рынка и определение НМЦК
- необоснованное расширение или ограничение круга потенциальных участников закупок
- необоснованное расширение или ограничение круга объектов закупки
- необоснованное упрощение или усложнение контрактных условий
- необоснованное завышение или занижение НМЦК
Формирование плана-графика закупок
- необоснованное сокращение срока исполнения контракта (что оставляет в закупке только компанию, имеющую инсайдерскую информацию, либо уже наполовину выполнившую контракт)
- авральное определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в конце
года или квартала (что ведет к возникновению риска сговора и повышению коррупционной составляющей)
- необоснованное затягивание или ускорение закупки
Пути предотвращения рисков
Определение приоритетов заказчика на закупку
- разработка и внедрение системы эффективного
планирования закупок,
базирующейся на всестороннем анализе потребностей с учетом мнения конечных потребителей
- обоснование способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
- соблюдение правил нормирования
Исследование рынка и определение НМЦК
- исследование рынка независимыми специалистами или подготовленными специалистами заказчиков, уполномоченных органов и учреждений в сфере
маркетинга
- использование должных методов обоснования НМЦК
- экспертиза обоснования НМЦК
- разработка типовых описаний объекта закупки
- постоянный мониторинг и опубликование цен на типовые товары (работы, услуги)
Формирование плана-графика закупок
- мониторинг условий исполнения контрактов на предмет
необоснованного сокращения сроков
- обоснование выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и НМЦК
- обоснование предлагаемых условий исполнения
контракта
- разработка и внедрение регламента по определению поставщика (подрядчика, исполнителя)
- проведение
обязательного общественного обсуждения закупок
-учет предложений субъектов общественного контроля
Минимизация рисков на этапе планирования закупки должна включать в себя мероприятия, которые заказчики могут реализовать самостоятельно, не дожидаясь принятия специальных нормативно-правовых актов или внесения изменений в контрактное законодательство, а именно:
- обоснование необходимости закупки, когда заявка подтверждается ссылками на объективные, конкретные и проверяемые данные, а при необходимости – независимой экспертизой;
- формирование системы обратной связи с заказчиком, оценивающим эффективность закупки, что позволит учесть выявленные недостатки на очередном (последующем) этапе планирования;
- постоянный учет и контроль закупаемых объектов.