Найти тему
Жизнь советского человека

Как проектировали и сохраняли трассу по льду Ладожского озера? «Дорога жизни» в блокадный Ленинград

Сорванный план фашистов по молниеносному захвату Ленинграда сменился идеей изнурительной блокады, плотное кольцо которой намертво сомкнулось 8 сентября 1941 года. Контроль советских войск над Ладогой превратил озеро в единственное связующее звено между осаждённым городом и Большой землёй, а проложенный по нему маршрут стал «Дорогой жизни».

Первое время, вопреки сложным навигационным условиям, продовольствие и боеприпасы в блокадный город доставляли суда. Близкая зима грозила блокировать судоходные поставки грузов. Для сотрудников Гидрологического института и автодорожного отдела актуальной задачей стало проектирование автомобильной трассы по застывшим льдам Ладоги.

По Дороге жизни
По Дороге жизни

Низкий уровень исследования ладожского ледового режима превращал дерзкую идею возведения «Дороги жизни» в отчаянное мероприятие. Члены Военного Совета Ленинградского фронта, ознакомившись с картами и текстовыми материалами грандиозного плана, уже 24 сентября единогласно его утвердили.

Тяжёлый труд многих людей предшествовал запуску необычной магистрали. 22 ноября 1941 года первые «полуторки» прошли по коварным льдам Ладоги и подвезли в гибнущий от голода Ленинград продовольственные запасы.

Длина военно-автомобильной дороги № 101 составляла около 30 км. На всём протяжении широкой 10-метровой колеи были установлены дорожные знаки, не позволяющие сбиться с нужного курса. По ходу движения размещались пункты питания, обогрева и оказания медицинской помощи, склады и станции технической поддержки. Вдоль дороги были протянуты провода телеграфа и телефона.

Оживлённая трасса через Ладогу функционировала в ритме единого слаженного механизма. Он состоял из десятков тысяч человек: от водителей грузовиков и погонщиков конных подвод до механиков и регулировщиков.

Дорога жизни не состояла из единственной трассы
Дорога жизни не состояла из единственной трассы
Прокладывание дороги не останавливалось. Ледовый путь постоянно нуждался в расчистке от снежных заносов. После немецких бомбёжек его часто требовалось переносить на неповреждённые участки. Водолазам приходилось заниматься ремонтом ненадёжного «дорожного покрытия», периодически устанавливая подо льдом подпорки и настилы.

«Дорога жизни» была полна постоянных опасностей. Для утверждения маршрутов подыскивались места с минимальными глубинами. Несмотря на меры предосторожности, под непомерной тяжестью лёд ломался. Потери ценных грузов сопровождались человеческими жертвами. Водители грузовиков старались преодолевать нелёгкий путь с открытыми дверцами кабин, чтобы в критический момент успеть выпрыгнуть из провалившейся машины.

Пункт обогрева
Пункт обогрева

Факт стабильного функционирования «Дороги жизни» стал блестящей победой над выбранной врагом тактикой голодного измора, а также твёрдым подтверждением героизма и стойкости советских людей.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.