В эти дни мы вспоминаем, как 80 лет назад враг был отброшен от Москвы и впервые развеян миф о непобедимости Вермахта.
Наряду с частями Красной Армии, большой вклад в разгром фашистских полчищ внесли народные ополченцы. Ценой огромных потерь, они не позволили врагу прорваться к Москве и Ленинграду.
2 июля 1941 года Военный совет Московского военного округа, а через два дня - Государственный комитет обороны СССР приняли постановления «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения».
В ополчение действительно записывались добровольно, не считаясь с состоянием своего здоровья и возрастными ограничениями (от 17 до 55 лет).
В столице планировали записать в ряды ополченцев около 200 тысяч москвичей и около 75 тысяч жителей Подмосковья. Но добровольцев оказалось почти 400 тысяч.
Практически за неделю для отправки на фронт было сформировано 12 стрелковых дивизий. А всего за несколько месяцев в стране было сформировано 60 дивизий, 200 отдельных полков и 1 755 истребительных батальонов.
Вспомним некоторых ополченцев – известных в стране людей – артистов, ученых, музыкантов, писателей…
7 июля 1941 года начали свой боевой путь: выдающийся скульптор Евгений Викторович Вучетич (в составе 5-й дивизии народного ополчения), известный актер Михаил Иванович Пуговкин (в составе 6-й дивизии народного ополчения), писатель Александр Альфредович Бек (в составе 8-й дивизии народного ополчения), и др.
Особо надо сказать о 8-й Краснопресненской дивизии, которая практически полностью погибла в Вяземском котле.
Вместе со вчерашними школьниками, рабочими «Трехгорки» и других заводов, в состав этой дивизии вошли студенты и преподаватели МГУ, юридического и геологоразведочного институтов, ГИТИСа, консерватории им. П.И. Чайковского, артисты Театра Революции и др.[1]
В первую же неделю в ряды ополченцев записались 213 математиков и механиков, 163 историка, 158 физиков, 155 географов, 148 химиков, 138 биологов, 90 геологов. 24 человека имели звание профессора и степень доктора наук.
В «актерскую» роту 8-й дивизии народного ополчения записался будущий известный драматург Виктор Сергеевич Розов, который в то время был актером Московского театра Революции.
В дивизии были сформирована рота из членов Союза писателей СССР (ее называли «писательской»)[2].
Погибли, защищая Родину, писатели Аверьянов Вячеслав Андреевич и Роскин Александр Иосифович, драматурги Наврозов (Семенов) Андрей Петрович и Триггер Марк Яковлевич, поэты Миних (Маслов) Александр Викторович и Чачиков (Чачикашвили) Александр Михайлович и др.
Большинство из них сложили головы в боях, которые они вели в октябре в окружении под Вязьмой.
А вот как стал ополченцем педагог-пианист и музыковед Живов Леонид Михайлович:
«Первый объявил о своем вступлении в народное ополчение профессор Л.Г. Лукомский, Вслед за ними поднимались на трибуну педагоги, сотрудники, аспиранты и студенты и просили записать их в ополчение. В числе других был и я. На следующее утро была назначена явка всех записавшихся в школу № 105, где происходило формирование 24-го стрелкового полка, и в частности 1-го батальона, куда направлялись консерваторцы. Принимал нас заместитель командира батальона Павел Иванович Сараев. Я был назначен командиром отделения. В моем отделении, помню, были такие известные музыканты, как Э.Г. Гилельс, квартет Бетховена в полном составе (Д.М. Цыганов, В.П и С.П. Ширинские, В.В. Борисовский), пианист, лауреат Всесоюзного конкурса Д.П. Осипов.
В два часа дня нас вызвали в штаб батальона, где Сараев зачитан решение чрезвычайной тройки об отзыве из ополчения. Однако Сараев предложил каждому решать – уходить или оставаться. А.Б. Дьяков остался. Его примеру последовал и я».
Профессора-пианиста Дьякова Абрама Борисовича включили в состав роты, сформированной из музыкантов. Таких рот было две, они называли себя «батальоном имени Чайковского».
Дьяков - дипломант Международного конкурса пианистов им. Ф. Шопена, проходившего в Польше в 1932 году. В 1936 году он организовал и возглавил первую концертную бригаду, посетившую крайний Север, где музыканты записали песни народов Заполярья. В 1937–1941 годах Дьяков – заместитель директора консерватории по учебной части. Осенью 41-го он вместе с группой ополченцев оказался в окружении и попал в плен, где трагически погиб.
Капитан Л.М. Живов прошел всю войну, стал заместителем редактора газеты "Родина зовет" 141-й стрелковой дивизии...
20 июля 1941 года 8-я Краснопресненская дивизия была направлена на сооружение Можайской линии обороны, потом ее включили в состав 32-й армии и направили на Ржевско-Вяземскую линию обороны. 30 августа - перебросили на Днепровский рубеж, а оттуда - во второй эшелон 24-й армии. Около Уварова (на реке Угра) полки дивизии приняли свой первый бой.
В ожесточенных боях 6-7 октября 1941 года на рубеже Мартыновка-Зубово 8-я Краснопресненская дивизия понесла очень тяжелые потери. 30 ноября она была исключена из состава Красной Армии…
[1] В состав ополченцев 8-й дивизии, кроме краснопресненцев, вошли рабочие и служащие Пролетарского района столицы, а также добровольцы из Коломенского, Загорского, Солнечногорского, Воскресенского, Ногинского и Подольского районов Московской области.
[2] «Писательской» была 3-я рота (и частично - 2-я рота) 1-го батальона 22-го стрелкового полка дивизии. Для чтения можно порекомендовать книгу Б. Рунина «Записки случайно уцелевшего». Возвращение. 2010.