Найти тему

Карло Джезуальдо – авангардист эпохи Возрождения

Контекст определяет сознание и в науке, и в искусстве. Ученые совершают открытия, опираясь на достижения предшественников. Деятели изящных искусств вершат эволюции, уже имея под ногами основание, созданное старыми мастерами. Но что, если у человека не будет под ногами такой почвы?

Таков Карло Джезуальдо ди Венозо (1566–1613) – итальянский аристократ и по совместительству композитор. Он не получил систематического музыкального образования, но это не мешало ему активно писать музыку. Джезуальдо не писал модные в то время арии, оперы и инструментальные танцы. Его интересовала только вокальная музыка – мотеты* и мадригалы**.

*Мотет – вокальное ансамблевое сочинение в полифонической фактуре (равенство всех мелодий), написанное на лaтинский духовный текст.

**Мадригал – небольшое вокальное ансамблевое сочинение лирического содержания. «Творческая лаборатория» композиторов эпохи Возрождения.

Джезуальдо. Прижизненный портрет.
Джезуальдо. Прижизненный портрет.

Творческое наследие Джезуальдо невелико: всего 6 сборников-книг пятиголосных мадригалов и 2 сборника латинских мотетов под названием «Духовные песни».

Так в чем же необычна музыка Джезуальдо?

Для начала обрисуем контекст. В XVI–XVII веках среди композиторов были приняты особые нормы сочинения музыки: использование определенных звукорядов (набор звуков), называемых диатоническими, преобладание консонансов («мягких» и «пустых» созвучий). Выход за пределы диатонического звукоряда (хроматика) применялся изредка, а диссонансы (резкие созвучия) применялись дозированно. Такие ограничения существовали еще со Средних веков, и образовались в церковной музыке. 

А что Джезуальдо? А ему было все равно. Его музыка наполнена хроматикой, он свободно сочетает различные созвучия, активно использует диссонансы. При этом его мотеты и мадригалы не являются хаотичным набором нот, а звучат связно и осмысленно (это до сих пор загадка для исследователей-музыковедов). Но при этом использование диатоники и хроматики Джезуальдо связывал с текстом. Хроматические звуки и диссонансы он применял для иллюстрации текста, связанного со страданием, смертью, трагедией. А диатонический звукоряд и консонансы усиливали светлые образы любви и счастья. Джезуальдо знал правила использования диссонансов своего времени, но зачастую голосоведение довольно неожиданно, тем самым образуя напряженное неустойчивое звучание.

Причины новаторского характера музыки Джезуальдо могут крыться в том, что он был князем, и ему не было нужды писать музыку так, чтобы она понравилась заказчикам. Поэтому композитор мог в свое удовольствие экспериментировать со звучанием. Вторая причина может крыться в отсутствии систематического музыкального образования. В случае с Джезуальдо отсутствие твердой почвы под ногами позволило ему не упасть, а взлететь…

Однако последователи у Джезуальдо так и не появились. Более того, его музыку критиковали, а самого композитора называли откровенным дилетантом. Лишь в XX веке гармонические изыски Джезуальдо были оценены по достоинству. Можно лишь сожалеть о том, что композитор родился на три века раньше до того, как в музыке расцвел хроматизм и диссонантные созвучия.

Но я не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление о Джезуальдо как о композиторе, абсолютно не влезающим ни в какие рамки своей эпохи. В широком смысле он вполне вписывается в контекст маньеризма*** позднего Ренессанса.

***Маньеризм – стилистическое направление, для которого характерна манерность и вычурность, острота эмоций, взволнованность, красота детали стала важнее целого. 

Конкретно в музыке Джезуальдо это проявляется через повышенное внимание к деталям, эмоциональность и необычные гармоническое краски. 

Для того, чтобы познакомиться с музыкой Джезуальдо, можно перейти по ссылкам ниже:

Мадригал « Moro, lasso, al mio duolo»

Мадригал «Tristis est anima mea»

Пятая книга мадригалов целиком

Титульный лист Первой книги мадригалов Джезуальдо
Титульный лист Первой книги мадригалов Джезуальдо

—————————————————————————————————————

Другие статьи автора:

1) Для чего творят творцы?

2) 3 факта о создании музыки к фильму Тарковского «Сталкер».

3) Современное искусство как психоделический трип.

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊

#музыка #мадригал #композитор #music