Обычно скачок (перепад) напряжения в бытовой электросети квартиры происходит, когда в доме внезапно отключается электричество (произошла авария, ведутся профилактические или ремонтные работы на сети и т.п.), а через некоторое время оно также внезапно включается. Если при этом электроприборы были включены в розетку, то существует вероятность выхода их из строя из-за скачка напряжения.
Более того, может даже возникнуть пожар!
Поэтому, по возможности, выключайте бытовые приборы из розетки, уходя из дома, или когда в доме отключили электричество.
Если избежать повреждения бытовой техники из-за скачка напряжения не удалось, предлагаю
основной порядок действий на этот случай (7 пунктов):
1)в первую очередь нужно знать какая организация является вашей управляющей компанией (УК) и телефон ее аварийно-диспечерской службы (АДС). Эта информация обычно размещается в подъезде или в квитанциях об оплате ЖКУ; Если нет УК (например, частный дом), то необходимо обращаться в организацию с которой заключен договор электроснабжения;
2)если, например, весь день дома никого не было, вы пришли с работы и обнаружили, что не работает бытовая техника (особенно сразу несколько ее единиц), не спешите ее выбрасывать или вызывать мастера. Позвоните в свою управляющую компанию и уточните: не производились ли в доме ремонтные работы, связанные с электричеством, не было ли отключений электричества в доме. Также можно поговорить об этом с соседями: возможно они знают, что в доме включали/выключали электричество, и у них тоже вышла из строя бытовая техника. (соседи могут быть свидетелями в суде на случай, если УК будет отрицать факт перепада напряжения или факт выключения/включения электричества)
Если включение/выключение электричества происходило при вас, после чего перестали работать бытовые приборы, можно замерить напряжение в электросети в этот момент с помощью мультиметра или другого специального оборудования, если есть необходимые навыки, соблюдая технику безопасности. Важно учитывать, что напряжение в данном случае может доходить до 380 В. Процесс измерения и показания прибора необходимо зафиксировать посредством видеосъемки, лучше в присутствии двух соседей. Это может быть хорошим доказательством того, что напряжение в определенный момент времени не соответствовало установленным требованиям.
Таким образом, если после перепада напряжения в квартире перестали работать бытовые электроприборы (особенно сразу несколько единиц бытовой техники), необходимо позвонить в АДС УК и сообщить о данном факте;
3)нужно потребовать от представителей УК составить акт с описанием повреждений имущества и причины аварии;
Данный акт сотрудники УК обязаны составить не позднее 12 часов с момента обращения в АДС;
Однако на практике этот срок часто не соблюдается.
Недобросовестные УК обычно уклоняются от составления акта, поэтому не лишним будет требование о составлении акта оформить письменно в виде заявления и вручить его руководству УК, сохранив доказательства получения этого заявления адресатом. Также в этом случае можно пожаловаться на УК в жилищную инспекцию, прокуратуру или пригрозить подачей такой жалобы.
Акт обязательно должен быть составлен, в противном случае суд может отказать в иске.
Кроме того, с целью занизить размер ущерба, сотрудники УК могут описать в акте не все повреждения, поэтому необходимо лично присутствовать при его составлении, делать замечания по этому поводу, в том числе изложить их письменно в самом акте при его подписании. Не лишним будет в присутствии представителей УК самостоятельно сделать фото, видеосъемку повреждений с фиксацией даты и времени съемки;
5)как можно быстрее обратиться к эксперту (в официально работающую мастерскую, сервисный центр), который проведет диагностику поврежденных электроприборов, установит причину их повреждения, рассчитает затраты на ремонт, о чем составит соответствующий документ, как правило, акт. Нужно сохранить документы об оплате вышеуказанных услуг;
6)оформить письменно в виде претензии требование о возмещении ущерба, а также расходов по оплате услуг эксперта, приложить к ней копии заключения эксперта, документов, подтверждающих расходы, после чего вручить претензию руководству УК, сохранив доказательства получения претензии адресатом.
7)в случае оставления претензии без удовлетворения или неполучения ответа от УК в 30-дневный срок, обратиться в суд с иском к управляющей компании (организации, с которой заключен договор электроснабжения) о защите прав потребителя, с требованием о взыскании с ответчика следующих денежных средств:
- в счёт возмещения ущерба;
- в счёт компенсации морального вреда;
- в качестве штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя;
- в счёт возмещения расходов по оплате услуг досудебного эксперта (мастерской, сервисного центра);
- в счёт возмещения иных судебных расходов ( на юридическую помощь, составление нотариальной доверенности для представителя, почтовые расходы и.т.д)
Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
Спасибо за внимание.
С уважением, Арсений Прохоренко
В комментариях можете оставлять вопросы, жалобы, предложения! Постараюсь ответить на все.
Подписывайтесь!