Найти тему

О гриппе и "Петровых в гриппе". Безумный больной реализм

«Всю свою жизнь он был вроде эвока на своей планете, пока вокруг происходила античная драма «Звездных войн»» –

Кирилл Серебренников о Петрове.

Премьера провокационного фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» состоялась на Каннском кинофестивале в июле 2021 года. Канны тепло встретили картину, а оператор Владислав Опельянц получил премию Высшей технической комиссии. Французская журналистка Eugénie Malinjod для сайта Festival de Cannes после просмотра написала следующее:

«Написанный как симфония фильм „Петровы в гриппе“ вовлекает нас в вихрь безумия с помощью сюжетных повторов, рассматриваемых через призму болезни, точно так же, как и то, что происходит в сознании больного гриппом героя. В небывалом стилистическом хаосе длинные последовательные кадры переносят персонажей из одного места в другое, из одной эпохи в другую и переплетают воспоминания о советском периоде с восприятием современной России. В этой истории, где грипп является симптомом бредовой страны, Кирилл Серебренников рисует мрачный портрет дезориентированного общества, погребенного под развалинами павшей империи».

Почему же я назвала этот фильм провокационным? В современной культуре провокация – совершенно обычный ход для привлечения внимания зрителя. Этим приемом часто пользуется Дэмиен Хёрст. Одна из его самых известных работ – «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Намерением Хёрста было заставить зрителя выйти из зоны комфорта, для чего он поместил в пространство галереи акулу, которая была «достаточно реальна, чтобы напугать».

-2

Изымая акулу из естественной среды обитания и помещая ее в формальдегид, создающий иллюзию жизни, Хёрст исследует наши самые большие страхи и трудности, связанные с адекватной попыткой их выразить. Что же делает Серебренников? Находясь под стражей, он читает роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и около него» и решается на экранизацию. Но он не просто снимает фильм «по мотивам», он снимает свою версию прочтения.

«Я должен этот чужой материал присвоить, сделать своим»

- Кирилл Серебренников в интервью Антону Долину.

В чём провокация? В имени режиссёра, в абсурдности сюжета на первый взгляд, в нецензурной лексике, в названии вирусного заболевания в период пандемии и в чрезмерном насилии. Но о чём кричит картина Серебренникова на самом деле?

Петров и его семья заболевают гриппом и начинают путешествие по реальности, иллюзиям и воспоминаниям. Раскрываются несколько сюжетных линий, а именно – дружба главного героя с АИДом (Артюхиным Игорем Дмитриевичем), маниакальная жизнь супруги Петрова, самоубийство писателя и советский огонёк с холодной рукой Снегурочки.

Все эти герои вскрывают Петрова «изнутри».

-3

Артюхин Игорь Дмитриевич является вторым по важности персонажем в фильме. Он появляется внезапно и на катафалке, что неудивительно, ведь по первым буквам ФИО он Аид, древнегреческий Бог мёртвых. Гомер описывал Аида как божества весёлое, разговорчивое и очень раскованное и это сразу же напоминает героя Юрия Колокольникова. Игорь постоянно пытается напоить главного героя, таскает, в прямом смысле слова, за собой по всему городу и вовлекает его в различные дискуссии на тему власти, религии и жизни. Такой своеобразный Вергилий, только проводник не по кругам Ада, а по болезни (а может и по всей прожитой жизни). А возможно это аллюзия на Воланда из романа «Мастер и Маргарита» - мужчина из Ниоткуда с двумя помощниками разъезжает по городу и заставляет Петрова пуститься во все возможные и невозможные рассуждения и события.

-4

Жена Петрова в исполнении Чулпан Хаматовой – альтер-эго самого Петрова. Она противостоит злу и творит возмездие во имя справедливости, но насильственным способом. Тихая библиотекарша превращается в настоящего монстра, который убивает школьного охранника, читающего труды Маркиза де Сада и учебники по женской гинекологии, преследует мужа-абьюзера коллеги, но не успевает его убить. Её агрессия не знает предела, так как она пытается убить даже своего сына, который отвлекает ее от дел, но успевает вовремя спрятать нож, тем самым останавливая себя. Такие поступки могут быть выдумкой Петрова, так как он рисует жену «супергероиней» в своих фантастических комиксах. Он бы хотел противостоять миру, быть Бэтменом, но ему не хватает храбрости возразить даже людям в автобусе. Зато это под силу его супруге из комиксов.

Писатель Сергей – друг-детства Сергея Петрова (всё-таки имя героя называется один раз за весь фильм). Но его можно интерпретировать как самого Петрова и его творческое начало. Приятель Петрова хотел стать известным писателем, но его рассказы не принимают и ему отказывают в печати, и поэтому он решается на отчаянный шаг в стиле Маяковского – застрелиться. Таким поступком он надеется снискать себе славу.

-5

"- Литература дело интимное!

- Зачем тогда к нам пришли?"

Как ни странно, писатель просит помочь ему с самоубийством именно Петрова. Герой без жалости зажимает палец друга, который взводит курок, и уходит, сжигая дом и все рукописи автора. Это воспоминание Петрова о том, как он решил покончить с литературой, остаться до конца жизни автослесарем и по ночам рисовать комиксы, которые нравятся только его сыну? Вполне вероятно.

-6

Детство и история Снегурочки-Марины занимают отдельную часть фильма хотя бы потому, что они сняты в другом формате – на плёнку (детство) и фильмом в фильме на 30 минут в чёрно-белом стиле (история Марины). Но эти две истории являются важными и связующими для всего фильма. В детских воспоминаниях дома ходят и выясняют отношения вечно нагие мама и папа Петрова, как Адам и Ева. Несмотря на то, что эти воспоминания для Петрова явно болезненные, так как они повлияли на него не в лучшую сторону, он вспоминает их с теплой ностальгией. Но самой важной деталью его прошлого становится неестественно холодная рука Снегурочки, в исполнении Юлии Пересильд, в горячей руке гриппующего маленького Петрова. Это прикосновение переплетает в себе все истории, которые случались с Петровым, а также связывает карнавальное советское прошлое и грубые двухтысячные.

"Архетип хорошей литературы: перерождение"

- Серебренников в интервью Антону Долину

-7

А вдруг, Петров не заболел гриппом, а умер? Это бы объяснило его встречу с Аидом, блуждание по прошлому и вечные галлюцинации. Но герой – воскресает. Хоть это показано и через другого персонажа – тела в катафалке, с которым постоянно возится шофёр Игоря. В конце фильма труп неожиданно оказывается живым, вылезает из гроба и бежит домой. А вот тут использовали приём провокации для коммерции – на роль этого трупа взяли рэпера Хаски, который уже устраивал себе лже-похороны, таким образом хороня свой прошлый образ, что было очень обсуждаемо в СМИ. Да и весь сюжет построен вокруг Нового года, что значит начало новой жизни, обновление.

-8

Финальной фразой фильма становится «Оплачиваем проезд» немолодой снегурочки-кондукторши, которая заливается злым смехом. Человек переродился, но опять попадает в адовый замкнутый круг общественного транспорта, который является самым жестоким местом во всём фильме. Тут и городские сумасшедшие, тут и вечная ругань, тут и молодой человек выбивает вставную челюсть озабоченному старику, тут всё начинается, тут всё и заканчивается.

Евгения Деордиева

студентка 2 курса направления "Артист драматического театра и кино"

Института культуры и искусств МГПУ