Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Сервизы "AUSMA", "STELLA" и "SILUETS". Рига. фарфор. СССР.

После выпуска во второй половине 1950-х гг. сервизов "Daina" и "Sakta" на Рижской фарфоровой фабрике (бывшем заводе Эссена) Рижский фарфоро-фаянсовый завод (бывший завод империи М.С. Кузнецова) в 1960-м году нанёс ответный удар в виде кофейного сервиза "Ausma".

Сервиз "Ausma" был создан художником-дизайнером Анастасией Зументе и имел все черты нового (для того времени) стиля ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ, и сверхтехнологичную (для производства) форму. Например, носик чайника (кофейника) специально сделан так, чтобы его не нужно было отливать отдельной деталью и потом приклеивать к собственно телу чайника, а он стал неотъемлемой частью формы (то же, кстати, касалось и тех сервизов Рижского фарфора, которым было посвящена предыдущая статья, см. здесь https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/rijskii-farfor-sssr-servizy-sakta-i-daina-61af4d00781cc81fb66f0a6f). Росписи этого сервиза, пожалуй, ещё более интересные, чем у сервизов Зины Улсе. Смотрим галерею. И точно так же, как у сервизов Зины Улсе, блюдца ровные, не имеющих акцентированного посадочного места для чашки. Т.е. чашки опять скользят, и сервиз по сути становится элементом декора.

Вот эти две росписи мне особенно нравятся...

МИНИМАЛИЗМ из тонких линий. Хоть растительный рисунок и явно виден, стремление к АБСТРАКЦИИ налицо.  Фото взято из свободного доступа в интернете.
МИНИМАЛИЗМ из тонких линий. Хоть растительный рисунок и явно виден, стремление к АБСТРАКЦИИ налицо. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Разноцветное крытьё-трафарет и минималистский растительный рисунок золотом, тяготеющий к АБСТРАКЦИИ. Основные тона: белый (глазурированный фарфор) и жёлтый, и акцентированная пурпурная полоса на каждом предмете. Как результат - праздничное настроение.  Жаль, что сервиз не полный. Нет двенадцатой чашки, нескольких блюдец, большого кофейника, молочника и сахарницы. Но даже в такой инвалидной комплектации впечатление сервиз оставляет. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Разноцветное крытьё-трафарет и минималистский растительный рисунок золотом, тяготеющий к АБСТРАКЦИИ. Основные тона: белый (глазурированный фарфор) и жёлтый, и акцентированная пурпурная полоса на каждом предмете. Как результат - праздничное настроение. Жаль, что сервиз не полный. Нет двенадцатой чашки, нескольких блюдец, большого кофейника, молочника и сахарницы. Но даже в такой инвалидной комплектации впечатление сервиз оставляет. Фото взято из свободного доступа в интернете.

В 1963-м году оба завода вливаются в единый комбинат - Рижский фарфоро-фаянсовый завод, с клеймом, похожим на клеймо кузнецовского завода периода 1930-х годов. Сравните...

Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.
Клейма Рижского фарфорового завода 1950-1980-х гг. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Клейма Рижского фарфорового завода 1950-1980-х гг. Фото взято из свободного доступа в интернете.

В 1968 году было решено прекратить изготовление фаянса, после чего единое предприятие стало называться Рижским фарфоровым заводом.

С этого времени конкуренция между предприятиями, фактически слившимися в одно, сходит на нет. У предметов и сервизов начинают преобладать местные национальные мотивы. Всё это щекочет амбиции националистической публике, однако местный колорит становится всё менее интересен потребителю за пределами республики. Фактически, предприятие вырождается, скатываясь с передовых позиций развития фарфорового искусства в хуторской ЭТНОСТИЛЬ. Но прежде чем пасть окончательно в воронку национализма (а затем, в период "независимости", и вовсе прекратить существование), на заводе создают еще несколько настоящих шедевров стиля ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ.

Например, в 1962-м Беатрисе Карклиня (Beatrise Kārkliņa) создаёт форму "Stella", тоже достаточно любопытную. Сервизы на этой форме выпускались с 1962-го по 1967гг. Форма и сейчас кажется и авангардной, и архаичной одновременно. Смотрим галерею ниже...

Ещё один, не менее интересный по форме сервиз создаёт в шестидесятые годы Илга Дрейблате (Ilga Dreiblate). Называется он "Siluets" ("Силуэт").

Очень надеюсь, друзья, что вам было интересно знакомство с Рижским фарфором периода Оттепели.

Ну и на посошок - очень известная (и "кусающаяся" по цене) статуэтка эпохи шестидесятых годов. Называется "Одуванчик" (или "Воздушный поцелуй").

Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.

Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. О фарфоре выходят только статьи. Все посты - мой отклик на актуальные новости, т.е. публицистика. Спасибо!