Приветствую всех любителей и собирателей фарфора.
Когда я обдумывал статью о Рижском фарфоре периода СССР, я сразу решил ограничиться шестидесятыми годами. Просто (по моему мнению, никого не агитирую!) это был период его расцвета. Сейчас, имея на руках материал, понимаю, что одной статьи даже для ознакомления публики с лучшими образцами сервизов, которых по пальцам пересчитать, будет маловато. Поэтому о Рижском фарфоре периода шестидесятых, без захода в семидесятые, и только о сервизах стиля ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ (и безо всяких статуэток!) у меня будут две статьи, и эта - первая.
Друзья, пожалуйста, глубоко вдохните, и затем выдохните, - потому что сейчас вы (возможно) запутаетесь. Вообще-то, в Риге, ещё с имперских времён, находилось два фарфоровых завода-конкурента - это завод Эссена и завод клана Кузнецовых (именно он достался в наследство Матвею Сидоровичу Кузнецову от отца, и именно с этот предприятия берёт начало его фарфоровая империя). Эссен выпускал чисто европейский фарфор немецкого качества и стиля, сотрудничал с различными германскими фирмами (включая, к примеру, и такую известную фирму по выпуску элитного фарфора, как "Rozenthal"), выкупая у них право на производство той или иной формы. Кузнецовский завод после Первой мировой эксплуатировал дореволюционные формы и росписи. Так продолжалось до середины пятидесятых, до известного совместного Постановления ЦК КПСС и СМ СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", которое, с одной стороны, сильно ударило по дизайну и архитектуре в целом, с другой стороны, на первых порах дало возможность молодым дарованиям реализовать свои самые смелые фантазии.
На Рижской фарфоровой фабрике (бывшем заводе Эссена) таким не замурованным собственными представлениями о прекрасном, готовым к самым экстремальным экспериментам оказалась молодая художник-скульптор Зина (Зинаида) Улсте. Первым её сервизом стал кофейный "Daina" ("Дайна") на шесть и на двенадцать персон (отличался кофейником, по размерам большим, чем для шести персон, или сразу двумя кофейниками - большим и малым). Эстетика ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА в первозданной чистоте. Смотрим галерею ниже...
Вот такой в те годы засняли Зину Улсте (с кофейником и молочником из сервиза "Daina")...
Этот сервиз стал поворотным для всего Рижского фарфора хотя бы потому, что это была первая послевоенная форма, дошедшая до выпуска. До того момента в Риге выпускали сервизы только старых довоенных (и даже дореволюционных) форм.
А Зина Улсте не остановилась на достигнутом, и создала чайный сервиз. Ещё более радикальной формы! Сервиз, место которому не на столе, а в музее или на выставке послевоенного итальянского дизайна. Во всяком случае, это настоящий, чистейший КОНЦЕПТУАЛИЗМ в стиле ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА, и наверное, единственный из европейских сервизов, что вышел в свет, преодолев все препоны. Чистое искусство. А ещё говорят, "в СССР не было свободы"! В Германии ни один из заводов не рискнул на подобный эксперимент (про Россию не говорим пока, - в РСФСР на ЛФЗ не меньший радикализм устраивали! - об этом обязательно выйдут статьи, так что подписывайтесь!). Называется сервиз "Sakta" ("Сакта"), в переводе "Серёжка". Не понимал, при чём тут какая-то серёжка в ухе, пока у меня самого не появился такой сервиз. И всё стало на свои места: "...серёжка ольховая лёгкая, будто пуховая..." Некоторые считают, что "Sakta" - так назвалась застёжка на древнеримском плаще. Если взглянуть сверху на чайник и сахарницу - действительно, похоже. Но где Древний Рим, а где Рига?! Короче, смотрите роспись.
А вот ещё варианты росписи сервиза "Сакта" (см. галерею)... Всё очень круто (или, как во время оно кричала одна девушка, когда я водил её по магазинам: "Хочу-хочу-хоч-у-у-у!!!")
Ещё одно фото создателя сервиза со своим творением.
Вот вы и познакомились, друзья, с двумя интереснейшими сервизами, созданными на Рижской фарфоровой фабрике (бывший завод Ессена). А то, чем ответил на вызов Рижский фарфоро-фаянсовый завод (бывший завод т-ва М.С. Кузнецова), и какие ещё в шестидесятых годах в Риге выпускались сервизы, которые можно отнести к ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМУ вы узнаете в следующей статье.
Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. О фарфоре выходят только статьи. Все посты - мой отклик на актуальные новости, т.е. публицистика. Спасибо!