В конце 1979 года из киргизского города Ош в сторону границы с Афганистаном выдвинулся 860-й отдельный мотострелковый Псковский Краснознаменный полк. Впереди советских солдат ждало преодоление сложнейших высокогорных перевалов Памира, с которым они справились просто прекрасно. В итоге данный переход вошел в историю как «Памирский марш» и даже в наше время данное событие считается беспрецедентным. В этой статье мы хотим рассказать об истории подвига псковских мотострелков, который был совершен в 1979 году.
Погодные условия были непростыми
Переход колонны советской бронетехники был осложнен абсолютным отсутствием точных карт, а также дорог через горные реки. Так как сам переход должен был состояться зимой, осложняли его и погодные условия, которые были непростыми. К тому же действовали и диверсионные бандитские формирования, однако к нападению с их стороны советские солдаты были готовы постоянно.
Перед бойцами 860-го отдельного Псковского Краснознамённого полка (860 ОСМП – прим.) была поставлена задача войти в город Файзабад, который являлся столицей провинции Бадахшан. Командовал группировкой войск подполковник Виктор Кудлай.
Выдвинулись бойцы 860-й ОСМП 24 декабря 1979 года. Маршрут пролегал по дороге, которая соединяла Ош и таджикистанский Хорог. Колонна боевой техники была составлена из 350 единиц. Провести подобное количество техники, без каких-либо форс-мажоров даже по ровной дороге практически не возможно, что уж говорить о горной местности. Любое неверное движение и машина оказалась бы в пропасти, при этом могла увести за собой и другие.
Подъем на перевал представлял собой монотонную и длительную по времени работу, которая требовала колоссальных усилий. Проезжая часть была настолько узкой, что боевым машинам приходилось двигаться одним бортом практически вплотную к скале. Но в некоторых местах, гусеницы фактически свисали над пропастью. Стоит заметить, что Памирская дорога считалась «условной проходимой» и подобное определение действовало только в летний период. Зимой данная дорога не использовалась.
Впереди колонны шла гусеничная техника
Впереди колонны шла гусеничная техника, которая фактически являлась первопроходцем. Подобную роль гусеничной технике отдали не просто так. Фактически она пробивала проход в снегу для колесной технике, которая следовала позади. На наиболее опасных участках, впереди колонны шли советские солдаты и офицеры, которые передвигаясь по грудь в снегу, указывали путь механикам-водителям. Офицеры понимали, что каждый их шаг может оказать последним, однако однополчане таким образом могли сохранить свою жизнь.
Температура воздуха снижалась с каждой набранной сотней метров. Солдаты замерзали от холода, а радиаторы машин закипали (в разреженной воде вода закипает при 70 градусах – прим.). Данный факт доставлял еще больше неприятностей. Водителям необходимо было следить не только за дорогой, но и за показателями приборов.
Из-за постоянного холода, «топливом» для костров становилось все, что только было возможно поджечь: старая ветошь, брезент и т.д. Но стоит упомянуть, что у каждой машины на борту находилось толстое сосновое бревно. Однако ни от одного из бревен не было отколото ни кусочка. Бревна нужны были для того, чтобы машины в случае опасности не скатились вниз. За время «Памирского марша» советские солдаты сумели преодолеть 10 горных перевалов, среди которых можно выделить:
· Талдык (3615 метров)
· Кызыл-Арт (4280 метров)
· Ак-Байтал (4655 метров)
Примечательно, что на перевале Ак-Байтал до сих пор сохранилась надпись, которую оставили советские солдаты: «Мы покорили тебя, Памир!».
Несмотря на все трудности, военнослужащие 860-й ОСМП вышли на границу с Афганистаном 3 января 1980 года. При этом ни человеческих, ни материальных потерь понесено не было. А уже в скором времени, советских солдат ожидали 18 дней ожесточенных боев и 300-километровый участок афганского высокогорья. Однако 28 января 1980 года бойцы 860-ОСМП вошли в Файзабад…