Найти тему

Беспредел в пионерлагере и эротика в армии. Худшие "перестроечные" фильмы

Выбрать среди потока "свободных" фильмов периода 1986-91 годов худшие - задача очень сложная. В эти несколько лет рушилась система худосветов и цензуры, а режиссеры стремились обязательно выплеснуть на экраны то, что им якобы всегда хотелось, но запрещалось.

Сергей Бондарчук на V съезде Союза кинематографистов, 1986
Сергей Бондарчук на V съезде Союза кинематографистов, 1986

В 1986 году состоялся памятный V съезд Союза кинематографистов, на котором делегаты просто растоптали советских "кинозубров". Досталось и покойному Сергею Герасимову, и тогда еще здравствующим Льву Кулиджанову, Станиславу Ростоцкому и Сергею Бондарчуку - признанным лидерам "застойного" Союза. Новым руководителем СК стал Элем Климов, а режиссерам пообещали полное отсутствие цензуры и творческую свободу. Теперь отменялись полунамеки и эзопов язык, можно было говорить откровенно и обо всем, что хотелось. Через пару лет советские кинотеатры захлестнул поток откровенной "чернухи", которая поначалу привлекала зрителей в кино новизной тем, к примеру, интимной жизни ("Маленькая Вера", "Интердевочка"), но потом просто надоела. И без того жизнь была нелегкой, чтобы еще лицезреть ее в более мрачном отображении на экранах страны. Увы, значительное количество "свободных" перестроечных фильмов уровнем были намного ниже лент "застойного" периода, так что отобрать среди них самые неудачные тяжело. Так что рейтинг отражает только личные взгляды автора.

Светлана Засыпкина в фильме "Куколка", 1989
Светлана Засыпкина в фильме "Куколка", 1989

Куколка
Сами съемки этого фильма уже сопровождались громким скандалом. Изначально его запустили на объединение детских и юношеских фильмов "Мосфильма", которое после Съезда возглавил неутомимый
Ролан Быков. Однако его категорически не устроила основная "изюминка" режиссера Исаака Фридберга – впервые в советском кино показать, как учительница переспала с учеником. Быков требовал эту тему изъять, Фридберг то соглашался, то отказывался. Неожиданно в "Советской культуре" вышла статья Валентина Толстых, где Быкова сравнивали с Ниной Андреевой (автор "антиперестроечной" статьи "Не могу поступиться принципами") и обвиняли в введении цензуры в кино, с которой он сам так боролся раньше. Посыпались упреки и со стороны коллег.

Ирина Метлицкая и Дмитрий Зубарев в фильме "Куколка", 1989
Ирина Метлицкая и Дмитрий Зубарев в фильме "Куколка", 1989

Ролан Антонович оправдывался в телепрограмме "Пятое колесо" Сергея Шолохова. Он объяснял, что Фридберг обвиняет его в желании превратить "Куколку" в "какой-то школьный фильм", но ведь Быков возглавляет именно что объединение детских и юношеских фильмов, а не эротический отдел "Мосфильма". Режиссер фильма настаивал: без этой темы люди в кинотеатры уже не пойдут. Быков сопротивлялся: это что - бусы для дикарей, без такой "клубнички" не интересно? В конце концов, Фридберг ушел в другое объединение и выпустил свою "Куколку", которая действительно слегка погремела в кинотеатрах и в прессе. Сейчас эту ленту смотреть и тягостно, и скучно одновременно. Она может считаться одним из символов "чернушного" школьного кино, которое пришло на смену фильмам романтическим и глубоким.

Валентин Гафт и Анна Самохина в фильме "Воры в законе", 1989
Валентин Гафт и Анна Самохина в фильме "Воры в законе", 1989

Воры в законе
Лента
Юрия Кары обещала экранизацию рассказов знаменитого Фазиля Искандера "Чегемская Кармен" и "Бармен Ангур", хотя в реальности вышло нечто, похожее на кич. Режиссер был настолько оглушен возможностью снимать все, что ему захочется, что нашпиговал этот боевичок худшими штампами, увиденными в дешевом голливудском кино, а также страшилками из перестроечной прессы про продажные суды и милицию, оргпреступность с утюгами на животе и даже перепиливание руки в гараже. А сцена, в которой "Волга" на полном ходу сбивает коляску с младенцем, шла поперек даже канонов Голливуда, где детей и собачек обычно всегда оставляют в живых. Это была уже наша особая "чернуха".

Амаяк Акопян в фильме "Воры в законе", 1989
Амаяк Акопян в фильме "Воры в законе", 1989

Замечательные артисты вроде Валентина Гафта, Зиновия Гердта или Владимира Стеклова играют схематично и явно мучаются в кадре. Органично здесь смотрится разве что Борис Щербаков, до этого успевший воплотить образ хорошего советского парня в немалом количестве "застойных" фильмов. Но там он выглядел как раз похожим на ходульного героя с плаката о подвигах комсомола, а в таком кино вдруг стал самим собой. Неслучайно, что Щербаков потом "блистал" в лентах вроде "Монстров" и многочисленных комедиях Эйрамджана. "Воры в законе" - гибель детективного и приключенческого жанра в советском кино, которая произошла почти сразу после очень крепкого фильма Александра Прошкина "Холодное лето 53-го".

Кадр из фильма "Сто дней до приказа", 1990
Кадр из фильма "Сто дней до приказа", 1990

Сто дней до приказа
В эту главу бы я отнес не только данный фильм, но и другую экранизацию
Юрия Полякова - "ЧП районного масштаба". Любопытно, что в обоих книгах нет ни намека на ту "чернуху", которую развернули на экране. Нет там оргий комсомольских работников с девицами в бассейне и какого-то безостановочного гомоэротизма армейской жизни, которому пытается противостоять лишь обнаженная Елена Кондулайнен. Сам Поляков признавался, что был очень удивлен творением Хусейна Эркенова: "Я его спрашивал, мол, если ты хотел снять фильм про мужскую любовь, зачем ты взял мою повесть?"

Елена Кондулайнен в фильме "Сто дней до приказа", 1990
Елена Кондулайнен в фильме "Сто дней до приказа", 1990

"Сто дней до приказа" должны были стать фильмом, откровенно рассказывающем о проблеме "дедовщины", которую в советском кино не освещали. Но в том же году вышла драма Андрея Малюкова "Делай раз", где на этой теме хорошенько потоптались, а вот фильм Эркенова ушел куда-то совсем в другую степь. Он являет собой яркий пример работы режиссера, перед которым абсолютная свобода творчества, порой способная и мешать. Деньги еще есть, цензуры уже нет. Для исполнителя одной из главных ролей Владимира Заманского это последняя работа в отечественном кино (семь лет спустя будет еще одна небольшая роль в белорусском фильме), после этого он ушел из профессии по собственному желанию. "Сто дней до приказа" - смерть советского армейского кино.

Александр Ширвиндт и Михаил Державин в фильме "Бабник", 1990
Александр Ширвиндт и Михаил Державин в фильме "Бабник", 1990

Бабник
А это уже эпитафия жанру советской кинокомедии, подарившей нам столько великих фильмов. Вообще комедия заметно деградировала уже в 1980-е. Фильмы вроде "Спортлото 82", "Берегите мужчин" или "Самая обаятельная и привлекательная", которые собирали в прокате десятки миллионов зрителей, никак не назовешь шедеврами или хотя бы чем-то выдающимся. Были исключения вроде лент "Любовь и голуби" или "Человек с бульвара Капуцинов", но в целом жанр активно хирел.

Елена Скороходова и Александр Ширвиндт в фильме "Бабник", 1990
Елена Скороходова и Александр Ширвиндт в фильме "Бабник", 1990

"Бабник" - далеко не худшая комедия Анатолия Эйрамджана, но это первая ласточка того абсолютного кошмара, который скоро обрушится на наших зрителей стараниями самого "кооперативного режиссера" и его духовного последователя Михаила Кокшенова. Ну а для советского периода "Бабник" - один из самых ярких образцов халтуры во всем: в сценарии, режиссуре, операторской работе, в гриме и, само собой, среди артистов, которые играют так, будто заскочили на съемочную площадку на полчасика между настоящими съемками и банкетом в ресторане.

Кадр из фильма "До первой крови", 1989
Кадр из фильма "До первой крови", 1989

До первой крови
Когда темы секса, бандитов, похотливых комсомольских работников и жестоких старшеклассников ("Дорогая Елена Сергеевна") уже были расхватаны, режиссер
Владимир Фокин почувствовал себя обделенным. Многие его коллеги уже выстрелили из "чернушной" пушки по зрителям, а он не успел. И тогда создатель знаменитого "Сыщика", а также чуть затянутого, но весьма смотрибельного сериала "ТАСС уполномочен заявить" решил рассказать всю "правду"… о пионерлагерях. Вероятно, ту, что не успел высказать в фильме "Добро пожаловать. или Посторонним вход воспрещен" Элем Климов.

Кадр из фильма "До первой крови", 1989
Кадр из фильма "До первой крови", 1989

Игра в войнушку между "синими" и "зелеными" в лагере превращается в какое-то подобие японской "Королевской битвы". Комментировать этот так называемый "детский фильм" сложно. Фокин доказал, что он тоже "могет" делать "правдивое" кино. Удивительно, что снималось оно на Киностудии им. Горького, которая подарила нашим зрителям столько прекрасных фильмов для юной аудитории. К счастью, они еще долго будут сохранять популярность, а эта фильма осталась в прошлом, как один из мрачных символов своего времени.

А какие "перестроечные" фильмы кажутся вам наиболее неудачными?