Меня всегда удивлял вопрос почему Россия является третьей в мире по запасам дорогостоящего лития, который используется в космической отрасли, для изготовления аккумуляторов, лазерной техники, электроники и в других высокотехнологичных секторах экономики, но добыча почему-то была свёрнута, хотя потом мне всё стало понятно.
Это раньше Россия по добыче лития шла второй после США, но это была добыча рудным способом и данный продукт на рынке в то время стоил 9 тыс. долларов за 1 тонну и был мало востребован. Но потом умельцы придумали новый способ, связанный с испарением воды горных озёр и стоимость лития на рынке снизилась до 3,5 тыс. за тонну. По этой причине Россия свернула работы по добыче в 1997 году.
Сегодня актуальность лития высока как никогда и в попытке оказать экономическое давление на Россию, иностранные игроки сделали доставку этого металла из Аргентины и Чили недоступной. Да вот только сегодняшняя стоимость лития уже достигала 80 тыс. долларов за 1 тонну. Хорошо что в России не разрабатывали и не продали всё за 3,5 тысячи как чилийские и австралийские собственники.
Да, за 25 лет существующая инфраструктура на месторождениях конечно в какой-то части пришла в негодность, туда требуется инвестировать серьёзные суммы, но это ничто по сравнению с тем, что можно получить. Самое главное - это технологический суверенитет по литию, такое могут себе позволить лишь единицы в мире и у России в вопросах добычи этого металла большие перспективы.
Вот и пришлось в такой ситуации искать выход, который стал для Европы очень нежелательным, оказывается на Забайкальском месторождении произвели освоение лишь на 40%, а разрабатывать будут вообще крупнейшие запасы в Мурманской области, там нашли к этому времени более перспективные залежи. А вот в Чили и в Аргентине эти запасы с 1997 года истощаются.
Ответный удар России, направленный на развитие собственной добычи лития - это мудрое решение, которое многое решает в будущем, ведь литий используется не только в космической отрасли, но и в атомной энергетической промышленности.
Развитие электромобилестроения и системы электроснабжения требует большого количества батарей, на грузовые электромобили эти батареи довольно объёмные. Двигатель внутреннего сгорания - это вчерашний день, правда электромобили любят тепло и очень не любят морозы.
На сегодня на лондонской бирже литий стоит 63 тыс. за тонну, цена находится в динамике. Если Россия сама себя будет обеспечивать ценным сырьём, которое на рынке достигало 80 000 долларов или 6 млн. рублей за 1 тонну, то это даёт большие преимущества.
Вот именно этих российских преимуществ и боятся в Европе, они выстраивали целую систему ограничений, а Россия берёт и восстанавливает добычу. Это настоящий ответный экономический удар, после которого Европейским трейдерам денег за счёт России в данной сфере точно не заработать, ведь владеть месторождениями чужие компании не имеют права.
Китайские товарищи конечно тоже могли бы поставить на российский рынок литий и в настоящее время Европа не может помешать торговле, как в случае с Латинской Америкой, но в России лучше сами справятся.
Ну а теперь самое интересное: совместный проект "Росатома" и "Норникеля" по добыче лития уникальный и призван стать прорывным по технологиям и позволит выйти России на лидирующие позиции и обогнать Китай, Чили, Австралию и Аргентину, на чью долю приходится основной рынок. Вот такой вот российский ответ - свои собственные технологии.
Ставьте лайк, если бы тоже восстановили добычу лития в сложившихся условиях.