Пока продолжаю выкладывать заметки, посвящённые обзорам книг, вместо материалов по истории. Хотя и последней надо обязательно уделить внимание. Планы есть.
И в этот раз вновь о художественной литературе. А лучше сказать, о философско-психологической прозе.
Год назад удалось познакомиться с творчеством такого интересного американского психотерапевта и писателя, как Ирвин Ялом. Его перу принадлежат как научные книги, так и художественная литература, в которой раскрываются некоторые проблемы психотерапии.
Правда, нужно сказать, что Ялом не только прекрасно разбирается в медицине, но и хорошо знает философию, о чём могут судить его романы о Ницше, Шопенгауэре, Спинозе.
Уже был наслышан о его романе «Когда Ницше плакал». Увы, пока нет возможности написать по нему отзыв, как и на некоторые исторические темы.
О философии порой существует представление, как о некоей абстрактной, отвлечённой дисциплине. В свою очередь, уже много написано и о её позитивной роли. Она не только учит мыслить, придаёт смысл жизни человеку, но ещё и может… лечить.
Например, чтение книг по философии может просто отвлекать читателя от насущных проблем, давая ему радость общения с выдающимися умами прошлого. А радость – это ведь и укрепление психического здоровья. А где есть оно, там более сильным является и иммунитет. Недаром, сейчас на Западе есть метод библиотерапия (лечение философскими книгами).
Недавно удалось купить две книги западных авторов по философии стоицизма. По сути, они и написаны в жанре такой вот библиотерапии:
1) Райан Холидей и Стивен Хансельман. Стоицизм на каждый день. 366 размышлений о мудрости, воле и искусстве жить.М., 2021;
2) Уорд Фарнсворт Практика стоицизма. Философское руководство. М-СПб., 2022.
Тем более что, сейчас как раз стоицизм на Западе популярен.
Однако вернёмся к теме…
Если важность философии может и признаваться многими, то может кого-то удивить название книги. Ведь «лекарством» должен выступать философ Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.), имеющий репутацию пессимиста, а порой и мизантропа. Как и от чего может излечить?
Прямой ответ на этот вопрос в книге не даётся. Но найти его можно.
Книга Ялома оригинальна по своей структуре. Здесь художественное повествование переплетается с главами, в которых даётся жизнеописание Артура Шопенгауэра. На первый взгляд это кажется случайным, но это не совсем так. Автор словно проводит параллели с одним из героев книги.
В центре повествования судьба психотерапевта Джулиуса. Он ведёт занятия групповой терапии. Но однажды узнаёт, что у него рак и жить ему осталось всего год. Джулиус встречает одного из своих бывших пациентов – Филипа. Когда-то Джулиус не смог вылечить его, и их пути потом разошлись. На момент встречи Филип – преподаватель философии. Его кумир – Артур Шопенгауэр. Но Филип решает уйти из преподавания и заняться философским консультированием, в основном на основе философии Артура Шопенгауэра.
Оба героя заключают своеобразную сделку. Джулиус приглашает своего бывшего пациента на занятия групповой психотерапии (для повышения квалификации по консультированию), а Филип собирается консультировать своего бывшего врача по философии Артура Шопенгауэра.
Конечно, больше в романе сюжетов, связанных с групповой психотерапией. Вроде бы даже и о Шопенгауэре речи мало, и о его философии. Порой, на мой взгляд, автор слишком увлекается описанием работы группы. К сожалению, мы не знаем, как встретил смерть главный герой книги – Джулиус. Он как-то под конец романа уходит потихоньку на второй план, а потом нам сообщается о его смерти. Хотя может это сделано и с умыслом, дабы не омрачать повествование описанием смерти одного из главных героев.
Тем не менее, хотя в книге и не показано в целом, каким же лекарством является Шопенгауэр, но можно сделать один из выводов, вытекающий из романа. Лечить можно произведениями почти любого философа. Даже таким, как склонный к пессимизму Артур Шопенгауэр.
Но для этого мало быть прекрасным знатоком текстов того или иного мыслителя. Мало владеть разными методиками лечения. Нужно, всё-таки, быть человеком, имеющим моральный стержень, человеком, любящим окружающих, а не относящимся к ним цинично.
Хотя, повторюсь, порой устаётся от монотонных диалогов, при описании групповой психотерапии, но книга написана интересно, познавательно. Захватывает и сам сюжет и судьбы героев. При том, книга содержит и художественное повествование, и краткий очерк о жизни Артура Шопенгауэра. Роман даёт представление и о групповой психотерапии, и о жизни и философии Артура Шопенгауэра (пусть и в художественной и популярной форме; но чётко показаны основные моменты).
Поэтому, в целом, произведение будет интересно самым разнообразным группам читателей – и любителям психологии, и поклонникам психотерапии, и тем кому интересна философия, и просто тем, кому нравится качественная художественная литература.