Согласно классификации Софьи Залмановны Агранович и Ирины Владимировны Саморуковой, в литературе есть три типа двойников: Двойники-антагонисты, Карнавальные пары, Близнецы («русский тип»). Доппельгангер, как антитеза светлой стороне личности героя, больше подходит под первый тип – двойники-антагонисты. В данном случае в конфликт вступают светлая и тёмная сторона личности, и противостояние это в конце концов приводит к смерти.
Доппельгангер с немецкого дословно «двойник». В кино такой приём использовали в фильмах ужасов. Но почему?
Двойник – олицетворение нашего «злого» я, наша вторая, тёмная сторона. И она вызывает в нас животное чувство страха. Неизведанная, опасная, призванная встать на наше место. Часто доппельгангеры являлись предвестниками смерти героя, и, согласно ещё одной интерпретации, наш «двойник» – это душа, уже отделившаяся от тела и готовая к переходу на новый уровень.
1. Этот приём любил Использовать Эрнест Теодор Амадей Гофман. Больше известный своей сказкой «Щелкунчик и мыший король», Гофман выворачивал мир наизнанку в своих готических романах, показывал его через зеркало. И в зеркале мы, конечно, видим двойника. Советую прочитать «Эликсиры сатаны» - неповторимая атмосфера цветущей Италии переплетается с загадочным зельем, способным развратить даже священника, и настоящей чертовщиной, происходящей в гуще леса.
2. В Портрете Дориана Грея двойником выступает портрет главного героя, который стареет и обезображивается вместо него. Мы ощущаем некое раздвоение его личности ещё когда портрет только написан, и Дориан пока невинный юноша. Но чем дальше он заходит, тем больший раскол происходит между двумя этими личностями.
3. Самый очевидный (не считая «Двойника» Достоевского) роман на тему двойников – «Отчаяние» Владимира Набокова. Это история о коммерсанте Германе, который задумал преступление с помощью человека, похожего на него как две капли воды. Если вы уже читали что-нибудь из Набокова, вы знаете про его особенный язык повествования, обволакивающий и цветущий (возможно это сравнение не имеет смысла, но именно так мне хочется описать его способ выражения мысли), а также про его любовь к ненадёжным рассказчикам.
4. Небольшой рассказ Эдгара Алана По «Вильям Вильсон» построен на противостоянии главного героя со своим двойником. Они полные тезки, родились в один день и очень похожи друг на друга. Отличительная особенность этого рассказа по сравнению с другими произведениями о мистических двойниках – двойник Вильяма Вильсона не искушает его совершать зло, а скорее даже пытается направить его на путь истинный, шёпотом предостерегая его от искушений. Главный герой же отчаянно пытается избежать этого загадочного человека.