Удивительно, но военная доктрина люфтваффе 30-х годов не допускала применение безразборных бомбардировок городов с целью устрашения населения. Немецкие специалисты считали, что подобные бомбардировки только лишь ожесточат противника и придадут населению еще больше мотивации к сопротивлению.
Но это в теории. На практике же немцы при первой возможности применили массированную неизбирательную бомбардировку.
В 1937 году гражданская война в Испании была в самом разгаре. Примечательно, что в этот конфликт между мятежниками во главе с Франко и республиканцами, стоящими во главе государства, были втянуты многие страны, в том числе и Советский Союз. Франкистов поддерживали фашистская Италия и нацистская Германия, а республиканцев СССР. Но это отдельная история, не будем здесь в это углубляться.
Так вот, в этом 1937 году весь мир с содроганием узнал про испанский город Герника. В тот год республиканцы вели оборону города Бильбао. В 33 км от Бильбао находится небольшой городок Герника, который является историческим и культурным центром Страны Басков.
Страна Басков (Баскония) - автономное сообщество на севере Испании, населенное преимущественно басками.
Кроме культурных ценностей и 3700 местных жителей, в Гернике на тот момент находились также и солдаты республиканской армии. Кроме этого, в городе была и некая военная промышленность, например, фабрика по производству авиационных бомб и фабрика по производству стрелкового оружия. Также город имел стратегическое значение и открывал франкистам дорогу на Бильбао. Так что с военной точки зрения, атака города была вроде как оправдана. Вот только способ атаки был выбран крайне жестокий.
26 апреля 1937 года во время операции "Рюген" в самый разгар ярмарочного дня силами нескольких групп немецких и итальянских самолетов на город были сброшены 50 и 250 килограммовые бомбы (в том числе и зажигательные). Общий вес сброшенных бомб составил около 40 тонн.
В результате применения зажигательных термитных боеприпасов основной урон городу был причинен не столько взрывами, сколько последующим пожаром. Было уничтожено до 75% всех построек города.
Случившееся стало кошмарной неожиданностью. В городе не было бомбоубежищ, и население не могло ни сопротивляться, ни укрыться от бомбежек. Бомбардировщики звеньями пролетали над городом и высыпали свои бомбы на все, что попадалось им на пути. Истребители же также не теряли времени даром, а расстреливали бегущих в панике жителей. По некоторым оценкам количество погибших составило 800 человек. Спустя двое суток в город зашли итальянские войска, практически не встретив сопротивления.
Бомбардировка вызвала огромный резонанс во всем мире. Мировая общественность гневно осудила действия немцев и итальянцев. Республиканское правительство Испании всеми силами старалось, чтобы о злодеяниях в Гернике узнало как можно больше людей. Так появилась идея заказать Пабло Пикассо картину, посвященную этим страшным событиям и разрушенному городу.
Пикассо на тот момент проживал во Франции, но случившееся так сильно потрясло его, что он не раздумывая взялся за работу, отложив в сторону другие свои картины, и не отходил от мольберта по 12-14 часов в сутки. Когда через месяц полотно было готово, то поначалу оно разочаровало заказчиков. Смущали его огромные размеры и непонятный сюрреалистический стиль. Республиканцы хотели увидеть что-то более реалистичное.
Тем не менее вышло так, что впоследствии эта картина Пикассо стала одним из самых известных антивоенных произведений искусства. При всем впечатлении хаоса композиция Герники строго организована. С помощью образов и символов Пикассо смог передать на картине весь ужас войны.
Вот некоторые отличительные моменты этой картины:
- Цвета использовались преимущественно черно-белые - как и цвета репортажей в газетах.
- Бык в картине олицетворяет жестокость. Некоторые видят в нем олицетворение фашизма.
- Женщина с умершим ребенком - трагический образ, отсылка к оплакиванию Христа Девой Марией.
- Птица - символ жертвенности
- Растение, пробивающееся среди руин - символ надежды.
- Женщина со светильником говорит о беззащитности человечества.
Кроме этого, интересно также, что сам враг на картине отсутствуют. Обозначены только следы его деятельности в виде пожара.
В 1940 году после вторжения немецких войск в Париж, к Пикассо пришли офицеры гестапо. На столе у художника лежали репродукции "Герники". Один из офицеров, увидев их, спросил:
- Это вы сделали?
- Нет, - ответил Пикассо, - это сделали вы.
Если статья вам понравилась, не забудьте поставить автору лайк 👍