Найти в Дзене

Как читать книги для самообразования

Оглавление
Как читать книги для самообразования (по мотивам брошюры С. И. Поварнина)
Как читать книги для самообразования (по мотивам брошюры С. И. Поварнина)

До определенного времени читал я книги так же, как все. Проглатывал текст, откладывал на полку. При необходимости возвращался к понравившимся историям или требуемым материалам. Нет, учителя нам пытались передать опыт поколений. В пятом классе одно из заданий по литературе было завести дневник по внеклассному чтению. Его даже один раз проверили на оценку. Зачем это делать и как это поможет в жизни, наверное, никто не объяснял. А даже, если рассказывали, то не тот возраст, чтобы задумываться.

Вот в старшем возрасте, имея необходимость работать одновременно с большим количеством литературы пришло осознание — как раньше нельзя, получается неэффективно, информация не усваивается и теряется много времени. Нужно лучше. Тогда в поисках новых методик, я наткнулся в библиотеке на небольшую брошюру за авторством Поварнина Сергея Иннокентьевича «Как читать книги для самообразования». Всего 62 страницы с оглавлением. Сейчас ее можно скачать тут.

По ее мотивам написана эта статья.

О самой брошюре

Это результат переработки докладов, читаемых автором с 1924 года. Материалами, легшими в основу, послужили замечания о процессе чтения у известных писателей и деятелей, наблюдения за чтением окружающих лиц и слушателей, опыт автора. Надо понимать, что раньше, когда иных источников информации не было или они только зарождались, к печатной продукции было совершенно иное отношение. Содержание автором подается эмоционально, литературно. Но практические все советы, если отбросить пафос, дельные. Все опробовал лично и до сих пор многое использую при работе.

Цель чтения

Прежде чем читать, сформулируйте цель чтения.

Способ чтения зависит от цели чтения и всецело ею обуславливается. Читать можно по-разному, но как именно определяется тем результатом, который должен быть получен после прочтения. Цель обязательно должна быть конкретна. Получение общего представления о предмете рассмотрения — это не цель, если что. Если кто-то просто так прочитает все книги Британского музея, то не станет от этого образованным. Нужна конкретика — ответить на вопросы для самопроверки, составить умственную карту (см. книги Тони Бьюзена). Идеальная цель — решить какую-то практическую задачу после прочтения.

Ослабление внимание

У чтения много врагов. Но если не касаться ошибок технологии чтения (беззвучное проговаривание, регрессия и т. д.), то главным остается ослабление внимания.

Борьба с ослаблением внимания обеспечивается привлечением воображения и подбором литературы по своему уровню. Не следует читать ни слишком легких, ни слишком трудных книг. Следует идти от простого к сложному.

На самом деле воображение — это мощная штука. И вот уже волшебные фотоны обеспечивают движение электронов от безопасного ядра на более опасные верхние уровни атома, где физика жизни обеспечивает им водоворот приключений. Ну вы поняли.

Научная литература

При чтении следует держаться определенного плана. Особенно необходимо это в начале изучения какой-нибудь науки. Полезнее всего начать с хорошего краткого учебника (идеальный вариант — начинать с учебника для школьного возраста), потом институтского, а потом уже читать подробное руководство для специалистов. Не смотря на кажущиеся значительные затраты времени, на круг они будут меньше.

От себя замечу, что нужно организовывать отдельный просмотр книги на предмет незнакомых терминов, которые должны быть предварительно выписаны, например, на карточки. До вдумчивого чтения необходимо найти для них определения. Благо сейчас, имея ресурсы Интернета, это не так сложно.

Художественная литература

В них неиссякаемый источник вдохновения, надежд и бодрости. Конечно, автор имеет в виду классику, а не бульварный ширпотреб. Эти книги читают пассивным способом, без критики. Важно впитать в себя мысли и настроения. Отметьте или выпишите в отдельную тетрадку наиболее сильнодействующие на вас места, чтобы потом легко найти их, читать, перечитывать, впитывать и, таким образом, поддерживать силы, черпать вдохновение для своей деятельности, воспитывать себя.

Чтение произведения искусств (художественное произведение) требует пассивного чтения и привлечения всех видов воображения: и зрительного, и слухового. Осязательных и обонятельных образов. Тогда, читая, например «Поездка на долгих» Л. Толстого, вы, сидя в своей комнате, переживете и поездку, и бурю; будете видеть блеск молний, чувствовать порыв ветра, слышать величественные удары грома, переживете все впечатления юного Иртеньева. Сейчас есть возможность помочь своему воображению — найти в Интернете недостающие образы: крестьянкой одежды, пейзажей, даже видео бури доступно для восприятия. Настоящее переживание и понимание художественного произведения возможно только при перечитывании (когда спадет интерес к фабуле, новизне).

Метод чтения книги

Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением и проработкой ее дает обычно большое сбережение времени и труда, а также лучшие результаты. Необходимо провести обзор ее содержания. Для этого надо узнать ее тему, задачи (которые ставит автор), его точку зрения на предмет, план или схему содержания книги, основные мысли, основные факты. Эта информация, как правило, содержится в предисловии, введении, оглавлении, заключении книги.

Предварительный обзор — это перелистывание и просматривание книги. Если в книге имеются чертежи и рисунки, то ознакомление с ними тоже помогает предварительному ознакомлению с содержанием книги.

Каждая книга, за исключением очень «популярных», предполагает у читателя известные знания — одна больше, другая меньше. Если основных нужных знаний нет, то читатель не поймет ее. Сначала нужно подбирать книги по своему уровню, идти от простого к сложному.

Второе условие — понимание иностранных слов и научных терминов книги.

Содержание прочитанной книги должно произвести известную работу в нашей психике, в нашем уме. Если мы просто запомним его, оно останется в уме, не смешиваясь с тем, что нас имеется — это мертвый капитал, лишнее загромождение памяти. То, что мы вычитываем в книге, должно как-то связаться с имевшимися уже у нас мыслями, сведениями, эмоциями, войти в систему их или изменить их.

Современная методика предлагает, например, строить умственные карты по книги (или ее части) для включения в существующую структуру знаний конкретного человека. Но также можно по факту прочтения книги писать эссе или рецензию, где в свободной форме размышления оценивать пользу прочитанного, а также расписывать сценарии, когда это может пригодиться лично для читателя. Должна быть проведена умственная работа, без этого чтение будет осуществлено впустую.

Применение умственных карт (https://skyengmaths.medium.com/использование-интеллект-карт-в-онлайн-преподавании-4d505c7d88d8)
Применение умственных карт (https://skyengmaths.medium.com/использование-интеллект-карт-в-онлайн-преподавании-4d505c7d88d8)

От общего впечатления к частям, к подробностям. Очень полезно, принимаясь за проработку главы, предварительно пробежать ее, ознакомившись с общим содержанием. Затем надо выделить главные темы и проработать каждую по очереди. В конце главы постараться дать себе ясный и точный ответ в ее содержании — в основных мыслях, в связи между ними. Большую помощь окажет здесь конспект.

Бывают моменты, когда не смотря на вдумчивое (повторное) чтение содержание не удается понять. В таком случае рекомендуется отметить тему параграфа и страницу на особом листке и читать дальше. Часто при дальнейшем чтении могут появиться сведения, необходимые для ее понимания.

Продумывание книги

Прочитав интересную мысль, следует остановится, подумать над ней, о следствиях, прислушаться к новым мыслям, которые она в нас, может быть, вызовет, поставить вопрос, верна ли она или нет, и для решения его напрячь силы. Такие мысли, которые приходят нам в голову следует записать на листочке (карточке) или в тетрадь. По мимо исключения забывания, запись позволяет отчетливо и сжато сформулировать туманный образ.

Глубокую чужую мысль, которая может пригодиться также следует записать, сохранить для себя в виде краткого резюме.

Критика

Мы с самого начала имеем право сомневаться, находить противоречия, находить ошибки. Чуть что-нибудь покажется подозрительным поставить знак вопроса. Необходимо проводить проверки, искать и сравнивать информацию в нескольких источниках, проверять логические выводы. Критиковать — не значит только находить ошибки и недочеты, но и находить достоинства, вообще оценивать: отличать великое от среднего.

Перечитывание

Для глубокого изучения книги совершенно недостаточно прочитать ее один раз.

Вспомогательные средства чтения

1) Подчеркивается в книге мысль, которая кажется заслуживающей внимания, особо интересной или важной. Отчеркивание на полях книги служит той же самой цели, но при этом мысль легче найти при пересмотре книги. У некоторых читателей система отметок может принимать более сложный характер: они отмечают степень сравнительной важности мысли (двойное подчеркивание, «нотабене» (NB). Используют вопросительные и восклицательный знаки.

2) Дословные выписки или сжатые выдержки. Раньше лучше всего этому соответствовала карточная система. Каждая выписка делается на отдельной карточке или на отдельном листке бумаги одинакового формата. Слева (или справа) оставляется поле для дальнейших пометок. Над выпиской — ее тема. Под выпиской — фамилия автора, название книги, какое издание, год и номер страницы, из которой взята цитата. С карточками удобно иметь дело. Их легко подобрать по темам, в любой момент легко вставить новую карточку, перетасовать, если нужно, по фамилиям авторов и т. д. Хранить можно в коробках, конвертах. Допускался вариант в тетрадях. В начале каждой выписки — число, месяц, год. Название темы — на полях. Под выпиской — название автора, сочинения и т. д. Для того, чтобы удобно было пользоваться такой тетрадью и легко находить нужные выписки, делаются в особой тетрадке алфавитный указатель тем, где указывали тему, номер тетради и страницу.

3) Свои мысли и заметки по поводу читаемого также записываются на карточках. Вместо фамилии автора пишется в скобках (М) — мое или инициалы читателя или какой-нибудь другой условный знак.

4) Свободный конспект. Первоначально — наброски, а после прочтения переработать его в настоящий, окончательный конспект.

5) Дневник чтения. Под каждым числом дня, в котором мы что-нибудь читаем, отмечается, что мы начали читать, что читали в этот день, делаются если надо, выписки. Запись актов чтения и результаты проработки книг в течении дня. Сюда попадают и случайные заметки из газет, журналов и т. д. По прочтению книги сюда вносится «резюме», общая оценка и т. д. К такому журналу попутно должен вестись алфавитный указатель тем, иначе в нем трудно будет разобраться.

6) Указатель, собственно, имеет цели, не связанные с какими-либо особенностями чтения. Интересуюсь каким-либо вопросом, мы заводим особую тетрадь или (еще лучше) листки, куда в алфавитном порядке вносятся темы, связанные с данным вопросом и встречающиеся в прочитанных нами книгах, журналах, газетах, с указанием, где они нам встречались. В тетрадке или на листах заносятся все темы по этому вопросу по мере того, как они встречались при изучении. При каждой теме — указание книг и страниц, где они встречались вам.

Резюме

Чтение книги — это процесс, который требует правильной организации для его эффективного исполнения. До начала чтения должны быть обязательно сформулированы конкретные цели. По завершению следует отследить их выполнение.

Книга должна быть просмотрена, должны быть понятны ее цель, структура, основные идеи. Все непонятные термины должны быть выписаны, сформулированы определения.

Чтение должно сопровождаться активной работой: ведением журнала, выписками, ответами на вопросы. По результату следует составлять умственную карту или рецензию. Необходимо оценивать личные перспективы использования прочитанного.

Источники

1. Поварнин С. И. Как читать книги для самообразования — Советские учебники, 2021. — 64 с.

2. Бьюзен Т. Учебник быстрого чтения — Минск: «Попурри», 2008. — 256 с.: ил.