Найти тему

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА СЕМЬИ МАТАЁСИ (ЧАСТЬ 3)

Синпо
Матаёси Синпо родился в 1921 году к северу от Наха, в Кине, Ёмитан. Как сын Синко, он, несомненно, рисковал остаться в его тени. Он быстро рос и в юном четырехлетнем возрасте уже начал наблюдать за тренировками отца и его учеников. У его отца было три додзё – в Нахе, Тятане и Кадэне, но большую часть тренировок с сыном Синпо и дочерью Кимико он проводил дома, а точнее, в деревне на природе. Синко был из поколения, в котором дети были лучшими и важнейшими учениками, и это было особенно важно для семьи Матаёси, в которой боевые искусства передавались от отца к сыну столетиями. К сожалению, Камэ, мать Синпо, умерла в эру Тайсё, когда он был еще маленький, и поэтому его воспитывали дед и бабушка, особенно в те периоды, когда отец был в отъезде. Тренировки Синпо под руководством отца, деда и дядей были очень тяжелыми, но он любил и уважал своих наставников.
К семи годам Синпо знал уже семь ката, что много для того времени, и отец не снижал интенсивности тренировок. Когда он немного подрос, ему дали каменные сандалии «гэта», чтобы прыгать в них и развивать силу и ловкость.
Иногда ему одевали соломенные сандалии, и он прыгал с одного смазанного маслом камня на другой, в двух метрах от него. Так развивались его равновесие и контроль ног. Иногда он падал, и ему было больно, но, благодаря этому упражнению его прыжковая техника стала очень хороша. Он отрабатывал техники бо (шеста) на учебном манекене, сделанном из воткнутой в землю палки с привязанной поперечиной, которая означала плечи. Он упражнялся в метании камней, ножей и саев, используя деревья в качестве мишеней.
Помимо кобудзюцу отец обучал его техникам тэ и тодэ, похожим на то, что впоследствии станет известно, как Сёрин-рю и Годзю-рю, хотя в то время эти стили еще не были созданы. «Сёрин-рю» переводится как «Методы Шаолиня», а Синко хорошо изучил этот стиль во время пребывания в Китае. Кьян Тётоку также обучал Синпо этому стилю, ставшему впоследствии основой для одной из главных школ окинавского каратэ. Синпо также повезло обучаться у двух других друзей его отца – Го Кэнки и Мияги Тёдзуна (хотя Синпо никогда не претендовал считаться его учеником). Проведя детство в окружении этих великих мастеров, Матаёси Синпо получил уникальные знания в окинавских боевых искусствах.
В 1928 году Матаёси Синко, отец Синпо, был снова приглашен в Японию, на этот раз в Токио, как представитель окинавских боевых искусств. Он был удостоен чести принять участие в фестивале, проходившем в храме Мэйдзи.
Вместе с другими японскими мастерами боевых искусств он провел демонстрацию, которая, как и все его выступления, была очень хорошо принята. После нее он был награжден почетной императорской медалью. Хотя император любил награждать медалями, и тысячи их были отчеканены, большой редкостью было для окинавца так много раз удостоиться такой чести.
Это сближение между окинавской и японской культурами стало моментом
гордости за остров и не в последнюю очередь причиной тому были боевые искусства Синко.

Матаёси Синпо.
Матаёси Синпо.

Синко плотно занимался международной торговлей, поэтому в том же году он вернулся в Китай для ведения дел и продолжил обучение, на этот раз оружейным техникам, у мастера Кингая. Синпо не поехал с ним, так как был слишком молод, но он привык к отлучкам отца и во время них тренировался с дедом. Синко много путешествовал и в 1934 (9 год эры Сёва) окончательно вернулся домой, прожив долгие годы без происшествий, обучая тренируясь со своими друзьями и семьей.

-3

Техники и ката кобудзюцу практиковались на острове сотни лет, но Матаёси Синко считался наиболее опытным и знающим мастером, а во время долгих путешествий еще больше отточил навыки. Он приступил к разработке базовых техник для начинающих и из этих экспериментов появилось кобудо. Переход кобудзюцу («старинные боевые техники») к кобудо («путь старинных боевых техник») завершился в 1970-х, но начал его Матаёси Синко в 1920-х годах, накапливая и систематизируя оружие и ката.
Жизнь на Окинаве в то время была счастливой и безмятежной, однако количество японских солдат и офицеров на острове росло и вскоре в замке Сюри был создан императорский военный центр. Японская империя становилась все более враждебной, а иногда и жестокой к окинавцам. Они были особо нетерпимы к любому, имевшему связи с Китаем (а таковых было много). Времена менялись.
Несмотря на то, что Матаёси Синпо принадлежал к окинавскому высшему свету и был одним из наиболее серьезно подготовленных практиков боевых искусств на острове, ему не было привилегий от Японской империи и, как и его отец когда-то, в возрасте 17 лет был призван в армию. Ему не повезло, период воинской повинности пришелся на начало Второй Мировой войны, и он оказался втянут в величайший конфликт, который когда-либо знало человечество. Он служил инженером на флоте и за это время приобрел навыки электрика и механика. С военно-морским флотом он побывал во многих местах, в частности, в Индонезии и на Филиппинах, где познакомился с местными боевыми искусствами. Как и многие из его поколения, Синпо не любил говорить о войне, но упоминал, что избил нескольких матросов, а однажды сказал Кимо, что владение боевыми искусствами спасло ему жизнь, но промолчал о деталях.

-4

К середине 1940-х годов, когда война пришла на Окинаву, маленький остров стал ареной одного из жесточайших сражений за все время конфликта. Самая сильная армия мира (США) столкнулась с самой, наверное, упорной (Япония), превратившей остров в крепость. Во время «Битвы за Окинаву» 540000 американских солдат и 1200 кораблей атаковали 90000 японский контингент.
От обстрела с кораблей и под бомбардировками погибло 77000 японских солдат, американские потери составили 14005 военнослужащих. Из-за
пренебрежения мирными жителями, во время бомбардировок погибло 150000 человек из 300000 населения Окинавы. В результате остров, который Синко и Синпо знали всю жизнь, был практически уничтожен. Были разрушены здания, деревни, исторические памятники и личные владения. Мы слышали, что в это время Синко несколько раз героически проявлял себя. Он защищал свое окружение, в то время как вокруг них лоб в лоб столкнулись две самые большие армии мира. Благодаря удаче или своим навыкам, Синко пережил войну и, в конечном итоге, был эвакуирован. Однако, тяготы не прошли даром, и он не смог продолжать жить на земле, которая была «зоной гуманитарной катастрофы». Окинава стала пустыней, где еда и жилье были роскошью. Массовая миграция стала обычным делом, беженцы питались травой и мусором.

Американские танки въезжают в Наху.
Американские танки въезжают в Наху.

Зимой 1945 война закончилась и Матаёси Синпо вернулся к гражданской жизни в побежденной и осажденной стране. Японцы учили бояться людей с Запада и рассказывали ужасающие истории о том, что сделают с окинавскими мужчинами, женщинами и детьми американские солдаты. Целые семьи кончали с собой чтобы не быть «съеденными» американцами. Кимо помнит старые кадры, как окинавские семьи, видя приближение американских кораблей, прыгали со скал и разбивались до смерти. Поскольку американцы оккупировали Окинаву, окинавский народ почти не имел защиты. Их земли были захвачены, они покинули свои дома, их имущество уничтожено.
Практика поедания травы, листьев и древесины в отсутствие нормальной еды продолжалась. Половина населения Окинавы погибла в результате американского вторжения. Большая часть выживших покинула остров в поисках лучшей доли.
Многие отправились в Южную Америку, где в Аргентине, Бразилии, Перу и Боливии были созданы окинавские общины. Считается, что именно туда уехали двоюродные братья Матаёси Синпо. Другие отправлялись в
центральную Японию, в частности, в крупный портовый город Кавасаки, префектура Канэгава. Дом семьи Матаёси в Нахе был сожжен дотла и после окончания боевых действий Синпо вместе со своей сестрой Кимико и ее мужем отправился жить и работать в Кавасаки. Кимико тоже была мастером боевых искусств очень высокого уровня, она росла и тренировались вместе с Синпо. Поскольку их мать (Камэ) умерла, когда они были еще маленькими, она была очень близка с братом и, как старшая, всегда заботилась о нем.
Трудно сказать, кто из них был выше уровнем в боевых искусствах, учитывая гендерное различие, однако сам Синпо говорил Кимо, что «Кимико была лучше и многому его научила». Были ли это слова братской привязанности, или он говорил правду? В молодости на Окинаве Кимико работала медсестрой, а после того, как вышла замуж, переехала в Иокогаму, Кавасаки. К сожалению, она не смогла помочь отцу, который преждевременно скончался в 1947 году, не выдержав ужасов войны. Следуя традиции, после его смерти Кимико сожгла все его пожитки. О Кимико много недосказано в истории Матаёси кобудо и Кимо считает, что к ней нужно относиться с благодарностью и уважением.

После войны разрушенная Окинава на 27 лет стала американской территорией.
После войны разрушенная Окинава на 27 лет стала американской территорией.

Навыки электрика, полученные Синпо во время службы на флоте, давали ему заработок, когда он переехал в центральную Японию. Увы, жизнь в Кавасаки была не сахар. Местные жители относились с огромным предубеждением ко всем людям другой национальности, считая себя этнически чистыми и веря в неполноценность других. Бесчеловечное отношение японцев к окинавцам привело к обнищанию и маргинализации окинавской общины. Но беженцы не падали духом и сохраняли свою культуру благодаря танцам, музыке, еде и боевым искусствам. Матаёси Синпо сделал для общины сансин (музыкальный инструмент) и обучал боевым искусствам. Именно здесь он приобрел грозную репутацию. Рассказывают о том, что ему и общине неоднократно бросали вызов, что он дрался с бандитами. Матаёси Синпо заслужил большое уважение и поэтому, когда он открыл свою школу боевых искусств, даже местные полицейские занимались у него.

Кавасаки, Япония. 1950-е годы.
Кавасаки, Япония. 1950-е годы.

Матаёси Синпо регулярно ездил из Кавасаки на Окинаву и никогда не терял надежды окончательно вернуться домой и помочь в восстановлении разрушенного острова. Земли и богатство его семьи теперь принадлежали ему (по традиции они перешли к нему, а не к старшей сестре) и он прилагал все усилия для защиты своих интересов и помощи друзьям и родственникам, оставшимся на острове (тем, кого смог найти). Во время этих поездок он практиковал кобудо с учениками и друзьями своего отца, а также набрал группу своих учеников. Именно в 1950-х он начал преподавать Одо Сэйкити и другим.

Окинавцы жили в неблагоприятных условиях.
Окинавцы жили в неблагоприятных условиях.

Со временем политический климат на острове стал меняться и жизнь для окинавцев стала полегче. Американцы построили огромную военную базу и аэродром прямо посреди Окинавы и установили таким образом свое военное присутствие. При этом было уничтожено множество ферм и деревень включая родную деревню Матаёси Синбару и половину Тятана. После ряда публикаций в международной прессе о зверствах, совершенных американскими солдатами по отношению к окинавцам (включая грабежи, изнасилования и убийства), правительство США постепенно стало вкладывать деньги в остров, скорее всего для улучшение международного общественного мнения. До сих пор не установлено точное количество преступлений, совершенных американцами против окинавцев в те годы. Расизм был легализован и оправдан в американской культуре и потому его проявления в Азии были обычным явлением. Официальная статистика США показывает небольшое количество преступлений, но воспоминания окинавцев дают совсем другую картину.
Показания пожилых окинавцев свидетельствуют о систематических и регулярных нарушениях закона и преступлениях. Даже в более поздние годы девочек из окинавских семей предупреждали, чтобы они держались подальше от американских солдат. Шокирующе, но это продолжается и в наши дни – в 1995 году была похищена и изнасилована 12-летняя девочка, а в 2017 женщина была изнасилована и убита. Кимо вспоминает, что иногда окинавцы мстили.
Был конкретный случай, когда в 1960-х годах группа солдат изнасиловала окинавскую девушку. Через несколько дней окинавцы убили их и повесила тела на улице. Военные замолчали инцидент и в прессу ничего не просочилось.
В начале 1960-х годов США стали строить больше дорог и восстанавливать дома по всему острову. Окинавские руководители стали пользоваться большим уважением у своих граждан. В 1959 году Гавайи и Аляска стали американскими штатами и серьезно рассматривался вопрос сделать Окинаву 51 штатом. Для противодействия этому на острове зародилось и начало действовать политическое движение за независимость.

На Окинаве 50-х – 60-х было всего несколько дорог и машин.
На Окинаве 50-х – 60-х было всего несколько дорог и машин.

В это время Матаёси Синпо вместе со своей молодой женой Харуко и дочерью Киёми вернулся на Окинаву. У них было очень мало денег, хотя благодаря наследству отца, Синпо был «богатым землевладельцем». Его
старый друг (и ученик его отца) Хига Сэйко предложил ему жить в комнате, в глубине своего додзё Сёдокан. Комната была очень большая и всё семейство смогло разместиться в ней без проблем. Синпо не хотел обдирать своих соотечественников и, хотя и начал сдавать в аренду и продавать свою землю, не задирал цену. Вместо этого основным источником дохода у него стало изготовление сансинов (музыкальных инструментов).

Хига Сэйко демонстрирует тодэ своим ученикам. Третий слева – Матаёси Синпо.
Хига Сэйко демонстрирует тодэ своим ученикам. Третий слева – Матаёси Синпо.

В это время в самом сердце Тихого океана на острове Гавайи юноша по имени Уильям Джеймс «Кимо» Уолл начинал свой путь в боевых искусствах.
Он приступил к изучению Годзю-рю каратэ у эмигрантов с Окинавы, отца и сына, Сэма и Томми Хига. Кимо нравились занятия, и он старался тренироваться как можно чаще. Отец (Сэм) был учеником великого Мияги Тёдзуна и Хига Сэйко. Он эмигрировал на Гавайи после Второй Мировой войны, но не потерял связи с Родиной. Кимо получил из его рук черный пояс и вскоре вступил в ряды морской пехоты. Он был очень взволнован, когда узнал, что будет размещен на Окинаве, поскольку это открывало для него новые захватывающие возможности для обучения. Сэм Хига написал рекомендательное письмо к Хига Сэйко (однофамильцу), главе знаменитого додзё Сёдокан Годзю-рю в Ёги-мати, Наха. Сэйко был другом и учеником Матаёси Синпо и многие считали его лучшим специалистом в Годзю-рю на острове. Хига Сейко был очень рад принять молодого гавайца, следуя рекомендациям своего тезки, и он также сообщил Сэму и Томми Хиге, что уважаемый Матаёси Синпо (сын Матаёси Синко) вернулся на Окинаву, преподает кобудо в Сёдокане и готов брать новых учеников. Сэм Хига, разумеется, знал Матаёси Синпо и рассказал о нем Кимо, который рад был возможности обучаться кобудо.
После прибытия на Окинаву в октябре 1962 года молодому младшему капралу Кимо Уоллу пришлось вынести мучительную неделю ожидания, прежде чем он получил увольнительную и смог отправиться на остров. Это была суббота. Он покинул базу и отправился прямиком в додзё. Кимо поймал такси «сукоси» и попросил отвезти его в Сёдокан додзё. Прежде, чем он дал адрес, водитель уже отправился, он знал дорогу. В полдень Кимо осторожно вошел в додзё. Вместо учеников, практикующих боевые искусства, он с удивлением увидел двух мужчин, сидевших за обедом.

Кимо тренируется с тонфой в Сёдокане.
Кимо тренируется с тонфой в Сёдокане.

Кимо почтительно представился. Мужчины тепло его поприветствовали (они знали о его приезде из рекомендательного письма и ждали) и пригласили присоединиться к ним. Оба они были совсем невысокими, один был чуть худее другого. Тот, что был побольше и говорил без умолку был одет в футболку и штаны от ги и вел себя очень расслабленно. Он представился Кимо как Матаёси Синпо, а другой обедающий оказался Одо Сэйкити. Кимо был слегка ошарашен, так как знал о репутации Матаёси, и сразу же сказал, что он очень взволнован в ожидании тренировок в Сёдокан.
Додзё было хорошо освещено благодаря окнам с трех сторон. В длину было около сорока футов, 30 в ширину и 10 в высоту. С другого конца от входа была отдельная комната, где с момента возвращения на Окинаву из Кавасаки со своей женой Харуко и девятилетней дочерью Киёми (Ясуси родился только в 1965) с 1959 года жил Матаёси Синпо. Денег у них было немного, а семейный дом был разрушен во время войны. Хига Сэйко предложил им жить в его додзё до тех пор, пока дела не наладятся. Они жили в этой комнате, спали на футонах и у них была одиночная газовая плитка для приготовления пищи. По нынешним меркам это звучит бедно, но в то время на Окинаве, с учетом всех обстоятельств, это было весьма комфортно. Пока трое мужчин сидели на полу, миссис Матаёси принесла им суси.
Матаёси Синпо беседовал с Кимо, расспрашивая его о боевых искусствах, о том, что он изучал и что знал. Кимо практически ничего не слышал о кобудо, но с каратэ проблем было меньше. Синпо скептически отнесся к тому, что у Кимо не было толком опыта в кобудо и попросил его продемонстрировать ката.
Кимо выполнил свою любимую – «Сэюнчин». Синпо сказал, что неплохо, и спросил какие ката с бо он знает. Кимо выполнил что, знал, понимая, что выглядит это плохо, потому что он никогда толком не работал с оружием.
Тогда настала очередь Одо. Когда он оглядывал пол додзё в поисках бо, Кимо подумал, что он неповоротливый или ленивый. Он не был уверен, что будет впечатлен демонстрацией. Одо беспечно поклонился камидане, но затем, когда он повернулся и занял позицию, преображение было невероятным.
Казалось, он вырос на 10 футов и от него пахнуло угрозой. Его манеры полностью изменились, техника стала молниеносной, и он прыгнул очень высоко. Когда он выполнял ката, то испускал киай на каждый удар (как это делалось в старину) и Кимо чувствовал, как волосы у него на шее встают дыбом. Чтобы показать Кимо, чему он может научиться, Одо продемонстрировал саи и нунтяку. Затем настал черед Синпо. Он уверенно прошел в переднюю часть додзё и начал свое выступление.

Кимо тренируется в Сёдокан додзё. Фотография сделана Матаёси Синпо.
Кимо тренируется в Сёдокан додзё. Фотография сделана Матаёси Синпо.

То, что увидел Кимо не было похоже ни на что, что он видел ранее. Мощь и скорость которых он и не представлял, ошарашили его. Это была ката Кингай- рю каратэ. Когда Синпо сел, Кимо подумал, что это невероятно, что он может находиться рядом с двумя такими мастерами. Трое мужчин говорили и ели до вечера, атмосфера была дружелюбной и, хотя Кимо очень плохо пока что знал японский язык, он чувствовал себя желанным гостем. Это был первый день их многолетней дружбы. Когда Одо-сэнсэй ушел, Кимо также вежливо покинул додзё, уже с нетерпением ожидая возможности вернуться. Несколькими днями позже, в середине недели, Кимо пришел на урок каратэ, проводимый Хига Сэйко. У него обучались многие известные мастера, такие, например, как Такаминэ, Каяти, Кина и Кюна, хотя, конечно, Кимо еще не знал никого из них по имени. Додзё было небольшим, но порой оно вмещало от тридцати до сорока человек. Матаёси Синпо встал в строй как один из старших учеников.
Наблюдая за его техникой, было ясно, что он очень хорош в Годзю-рю. К нему относились с большим уважением и другие ученики и сам Хига-сэнсэй.
Хига, полицейский в прошлом, был очень жестким. Помимо каратэ он был мастером кэндо и техники меча приводились в пример. Старшие ученики работали на тренировках вместе с младшими, поправляя их ошибки и давая советы. Кимо хотел работать в паре с Матаёси, и зачастую так и происходило.
Кобудзюцу не изучалось на занятиях, для него были дополнительные часы и приглашенные преподаватели. В течении нескольких лет за кобудзюцу в Сёдокан отвечал Уэхара-сэнсэй. Он давал уроки по вторникам и четвергам, вечером. После того, как Синпо вернулся из Японии, он постепенно заменял Уэхару на посту главного инструктора по кобудзюцу и давал большой класс по воскресеньям. Были и другие преподаватели, но Кимо видел, что все они относились к Матаёси с уважением и консультировались у него. К середине 1960-х Синпо стал бесспорным главным инструктором по кобудзюцу. На одной из первых тренировок Кимо услышал от другого ученика, что Синпо происходит из семьи мастеров боевых искусств и что его отец был величайшим экспертом по оружию всех времен.
Кимо с нетерпением ждал воскресных тренировок по кобудзюцу, на первой же из которых он начал осваивать тидзикун. Инструктором в тот день был не Матаёси-сэнсэй, а Оята Сэйю, ученик мастера окинавского кэмпо Камура- сэнсэя. Матаёси Синпо пригласил Оята преподавать в додзё в тот день, и он давал класс по работе с тидзикун (маленькой палочкой), оружием, аналогичным тэктю. Тренировка была сложной и интенсивной и Кимо очутился в окружении нескольких мастеров, сосредоточенных на овладении этим видом оружия. Многие из тех, кто приходил на воскресные классы, сами были главами различных додзё. Не все тренировались постоянно, некоторые лишь изредка, но было много «завсегдатаев». Кимо вспоминает тренировки с такими мастерами как Такаминэ, Мияхира, Канэй, Тинэн, Хэнтона, Ямакава, Асато, Хига, Одо, Синдзё, Муряяма, Киндзё, Ёсихира, Тайра, Маэсиро, Сакаи, Итокадзу, Тэруя, Мияги, Киндзё, Тамаки, Кэндзи, Гибо, Ирэи, Тибана, Хокама, Адзума, Сэнага и Осиро. [Не все они изучали Годзю-рю, но все же приходили учиться в Сёдокан.]

Дети Хига и Матаёси Ясуси (справа) играют с Кимо во дворе Сёдокана.
Дети Хига и Матаёси Ясуси (справа) играют с Кимо во дворе Сёдокана.

Кимо не мог в полной мере осознать, что с ним произойдет в следующие десять лет. И, конечно же, не мог знать, какое значение будет иметь его новое додзё в истории окинавских боевых искусств. И он не мог быть подготовлен к тому, что один человек и тренировки с ним навсегда изменят его жизнь.

-14

Кимо Уолл и Майк Клейтон. Матаёси кобудо. Начало...

Часть 1 Часть 2

ПЕРЕВОДЫ БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

-15