1944 год
Генерал-губернаторство
Весна 1944 года. На территории Польши в Белгорайских лесах действует партизанское соединение Б.Г. Шангина. В его составе спецзадания выполняет группа сотрудников НКВД «Унитарцы», которой командует В.А. Хондошко (позывной «капитан Юхно»).
За борьбу с партизанами, которые базировались в Белгорайских лесах, отвечал офицер абвера, который занимал должность Белгорайского повитового ландвирта.
В группу «Унитарцы» приходит сообщение, что немецкое командование за беспомощность в борьбе с партизанам, отправило на фронт старого ландвирта, а на его место прибыл майор абвера, опытный кадровый агент немецкой разведки. Особенно заинтересовала капитана Юхно информация агента «Краковского», что этот майор родился в Прибалтике, закончил Ленинградский университет. Прекрасно говорит по-русски. В 1930-е бежал из СССР в Германию, где предложил свои услуги абверу. Воевал под Москвой, где заслужил железный крест с мечами. Считается крупным специалистом по борьбе с партизанами.
Партизанским командованием принимается решение захватить нового ландвирта живым.
Операцию начали со сбора информации о привычках майора.
Вскоре по линии агента «Люблинского» получили интересную информацию.
Оказывается новый ландвирт любит ездить по окрестным сёлам в одиночку в форме рядового под видом работника сельскохозяйственной комендатуры. На деле выясняет настроения местных, собирает информацию о партизанах и вербует местных жителей. Вербует сам. Работникам ландвирта в этом вопросе не доверяет.
Капитан Юхно решил использовать эту информацию с пользой для дела.
Так как местное население говорило только по-польски сотрудников НКВД с «Большой земли» к операции по захвату ландвирта в одном из польских сел было решено не привлекать. Захват был поручен группе Панаса, в которую входили украинцы, жившие на территории Польши, и прекрасно знавшие польский язык, ничем внешне не отличаясь от местных жителей. Курировать операцию поручили Евгению Мартынюку.
Подключили к операции всех своих осведомителей из местных и… в один прекрасный день в расположение штаба партизанского соединения въехала подвода с сеном, на которой ехал Е. Мартынюк с бойцами. Когда к подводе подошли В.А. Хондошко и его заместитель Д.С. Муха, из под сена вытащили немецкого майора, одетого в солдатскую шинель.
В начале допроса майор пытался изображать из себя заурядного армейца, который не понимает по-русски, и не представляет для партизан никакой ценности. А когда партизаны нашли в его вещах пачку фотографий, на которых данный майор красовался на фоне повешенных и убитых советских жителей, майор вспомнил, что он знает русский язык и что он майор абвера. Захваченный абверовец начал торговаться. Он потребовал, чтобы его доставили в Москву, так как он много знает.
Абверовцу для начала предложили изложить информацию, которую он намерен рассказать в Москве, на месте, а потом капитан Юхно будет решать: вызывать для майора самолет из Москвы, или не стоит.
Информацию, расказанную майором, радистки группы Ася Краснобаева и Екатерина Алексеева передали в Москву.
Из источника не ясно: прислали за майором самолёт из Москвы или он был повешен на месте по решению партизанского суда.
Доигрался абверовец в "принца Флоризеля"))
(Источник: Г. Кримчук)