Найти тему
Шпионские страсти

Операция «Ландвирт»

1944 год

Генерал-губернаторство

Весна 1944 года. На территории Польши в Белгорайских лесах действует партизанское соединение Б.Г. Шангина. В его составе спецзадания выполняет группа сотрудников НКВД «Унитарцы», которой командует В.А. Хондошко (позывной «капитан Юхно»).

Партизанские командиры Шангин Б.Г., Кузнец Я.М. (начштабв соединения Наумова), Диброва И.Д. 1943 г.
Партизанские командиры Шангин Б.Г., Кузнец Я.М. (начштабв соединения Наумова), Диброва И.Д. 1943 г.

За борьбу с партизанами, которые базировались в Белгорайских лесах, отвечал офицер абвера, который занимал должность Белгорайского повитового ландвирта.

В группу «Унитарцы» приходит сообщение, что немецкое командование за беспомощность в борьбе с партизанам, отправило на фронт старого ландвирта, а на его место прибыл майор абвера, опытный кадровый агент немецкой разведки. Особенно заинтересовала капитана Юхно информация агента «Краковского», что этот майор родился в Прибалтике, закончил Ленинградский университет. Прекрасно говорит по-русски. В 1930-е бежал из СССР в Германию, где предложил свои услуги абверу. Воевал под Москвой, где заслужил железный крест с мечами. Считается крупным специалистом по борьбе с партизанами.

Партизанским командованием принимается решение захватить нового ландвирта живым.

Операцию начали со сбора информации о привычках майора.

Вскоре по линии агента «Люблинского» получили интересную информацию.

Оказывается новый ландвирт любит ездить по окрестным сёлам в одиночку в форме рядового под видом работника сельскохозяйственной комендатуры. На деле выясняет настроения местных, собирает информацию о партизанах и вербует местных жителей. Вербует сам. Работникам ландвирта в этом вопросе не доверяет.

Капитан Юхно решил использовать эту информацию с пользой для дела.

Так как местное население говорило только по-польски сотрудников НКВД с «Большой земли» к операции по захвату ландвирта в одном из польских сел было решено не привлекать. Захват был поручен группе Панаса, в которую входили украинцы, жившие на территории Польши, и прекрасно знавшие польский язык, ничем внешне не отличаясь от местных жителей. Курировать операцию поручили Евгению Мартынюку.

Подключили к операции всех своих осведомителей из местных и… в один прекрасный день в расположение штаба партизанского соединения въехала подвода с сеном, на которой ехал Е. Мартынюк с бойцами. Когда к подводе подошли В.А. Хондошко и его заместитель Д.С. Муха, из под сена вытащили немецкого майора, одетого в солдатскую шинель.

-2

В начале допроса майор пытался изображать из себя заурядного армейца, который не понимает по-русски, и не представляет для партизан никакой ценности. А когда партизаны нашли в его вещах пачку фотографий, на которых данный майор красовался на фоне повешенных и убитых советских жителей, майор вспомнил, что он знает русский язык и что он майор абвера. Захваченный абверовец начал торговаться. Он потребовал, чтобы его доставили в Москву, так как он много знает.

Абверовцу для начала предложили изложить информацию, которую он намерен рассказать в Москве, на месте, а потом капитан Юхно будет решать: вызывать для майора самолет из Москвы, или не стоит.

Информацию, расказанную майором, радистки группы Ася Краснобаева и Екатерина Алексеева передали в Москву.

Из источника не ясно: прислали за майором самолёт из Москвы или он был повешен на месте по решению партизанского суда.

Доигрался абверовец в "принца Флоризеля"))

(Источник: Г. Кримчук)