Личных вещей Людовика XVI и Марии Антуанетты в самой Франции сохранилось очень мало (кроме отдельных предметов мебели, мелких безделушек и некоторых картин).
Тем удивительнее, что у нас в России хранится шедевр французского искусства мирового уровня - любимые часы короля Людовика XVI под названием "Мир и Изобилие".
"Мир и Изобилие" были изготовлены в 1770 по рисунку знаменитого художника и декоратора Франсуа Буше к бракосочетанию Дофина Франции и австрийской принцессы Марии-Антуанетты.
Часы настолько понравились будущему Людовику XVI, что он разместил их в своём рабочем кабинете в Версале, а когда стал королем, то приказал перенести их в королевскую опочивальню. В которой "Мир и изобилие" и находились до событий 1789 года.
Во время Французской революции большая часть обстановки королевских апартаментов была разграблена или продана с аукционов (лишь отдельные предметы мебели и картины были переданы в Лувр).
В этот период часы "Мир и Изобилие" попали к кредитору нового правительства Франции Абрахаму Алькану в счет погашения долга за снабжение революционной армии (вот так! кому Свобода, Равенство и Братство, а кому и особняки с часами короля).
В особняке Абрахама Алькана часы Людовика XVI находились до 1798 года, пока на них не обратил внимание эмиссар Павла I, который приехал во Францию приобрести предметы искусства для строящегося в Петербурге Михайловского замка.
В итоге часы "Мир и Изобилие" были куплены для Павла I за 6 000 рублей (колоссальная сумма для того времени!). Вероятно, на стоимость часов повлияло не только их качество, но и принадлежность к казненному монарху.
В Михайловском Замке часы "Мир и Изобилие" украшали личные апартаменты Павла I, а после убийства несчастного императора долгое время кочевали по различным дворцам Романовых, пока навсегда не задержались в Царском Селе.
В наши дни любимые часы Людовика XVI украшают Картинный зал в Екатерининском дворце. Они стоят на большом комоде прямо по ходу экскурсионного маршрута.
К сожалению, современные экскурсоводы никогда не акцентируют на них внимание посетителей. Но часы, которые помнят Людовика XVI и Марию-Антуанетту, пьяные орды погромщиков Версаля и последние дни "Русского Гамлета" определенно того стоят.