Очередной портрет с зарубежного аукциона. Подпись дана ему аукционными экспертами или владельцами-продавцами следующая: «Континентальная школа, начало XVIII в., портрет юного джентльмена»
Можно попробовать установить личность «молодого джентльмена», тем более, что наличие у него ордена в столь юном возрасте заставляет предполагать принадлежность персонажа к какой-то августейшей династии.
Увы, надетый на молодом человеке мундир нам вряд ли поможет в атрибуции – в начале XVIII в. в большинстве европейских армий офицерский состав пользовался значительной свободой в выборе одеяния, и во многих случаях костюм офицера мог лишь отдаленно напоминать облачение подчиненных ему нижних чинов. Да и во внешнем виде последних в тот период царило разнообразие - в одной и той же армии разные полки, даже одного рода и вида войск могли носить мундиры совершенно разных цветов.
Значит, атрибуцию нужно «строить» от ордена. Со знаком какой же награды начала XVIII в. изображен «молодой джентльмен»?
И вот тут я, следует признаться, крепко застрял. Орден с таким знаком, как запечатлено на картине, мне известен не был. Да, он сильно напоминает существовавший в великих герцогствах Мекленбург-Шверин и Мекленбург-Стрелиц орден Грифона, знак которого также представлял собой красный мальтийский крест. Но этот орден учрежден только в 1884 г. Соответственно наш портретируемый, проживающий в начале XVIII в., никак не мог быть им награжден. Значит, нужно искать какую-то другую награду. Будь у меня под рукой какой-либо фалеристический справочник, хотя бы книга Спасского, все было бы куда проще. Но их у меня в близком доступе не было, поэтому приходилось полагаться на интернет.
На всякий случай просмотрел более ранние ордена Мекленбурга – вдруг орден Грифона имел преемственность от какой-то более ранней награды со схожим внешне знаком? Нет. Вспомнил, что недавно атрибутировал портрет учредителя в некоторой степени внешне похожего ордена – ордена «За военные заслуги» ландграфства Гессен-Кассель. У того даже лента такая же – голубая с серебряными каймами. Но нет, это не он. У гессен-кассельского ордена знак в виде мальтийского креста розового, а не красного цвета, с буквами поверх концов креста. Посмотрел на всякий случай другие ордена Гессен-Касселя. Нет, больше ничего похожего.
И все-таки я его нашел, хоть и далеко не сразу! Это баварский Королевский военный орден Святого Георгия в защиту веры и непорочного зачатия, также известный как Королевский рыцарский орден Баварского дома, учрежденный в 1729 г.
У ордена была интересная особенность. По сути у его знака было две лицевых стороны (аверса). Одна из них имела крест голубого цвета, при этом в центре медальона было изображение Девы Марии. Другая же была как раз такой, как запечатлено на портрете – с красными концами креста и изображением в центральном медальоне Св. Георгия. Знак ордена носился «голубой стороной» наружу в период с Праздника непорочного зачатия (8 декабря в католицизме) до кануна Дня СВ. Георгия (23 апреля) и «красной стороной» - в остальное время.
Орден даже был изображен на гербе Королевства Бавария - вторая орденская цепь сверху
Итак, мы знаем, что наш «молодой джентльмен» позировал художнику в период между 23 апреля и 6 декабря)) Но кто же это?
Как я уже говорил, логично предположить, что это юный представитель августейшей фамилии, и теперь мы знаем, что с высокой степенью вероятности это должен быть отпрыск баварского правящего дома. И на мой взгляд, более всего подходят на эту роль сыновья учредителя награды курфюрста Баварии Карла Альбрехта – Максимилиан Иосиф и Иосиф Людвиг Виттельсбахи.
Иосиф Людвиг умер в пятилетнем возрасте. Максимилиан Иосиф же стал следующим курфюрстом Баварии, однако не оставил детей. После него курфюрстом стал представитель другой - пфальцской – ветви Виттельсбахов Карл Теодор. У меня нет точных сведений, но есть большие подозрения, что Карл Теодор получил Королевский военный орден Святого Георгия в защиту веры и непорочного зачатия не в юном возрасте, а в зрелом, возможно, только при восшествии на баварский престол. То есть Карла Теодора, да и последующих принцев баварского дома (в силу сменившейся моды) можно исключить как варианты
Итак, Максимилиан Иосиф и Иосиф Людвиг. На портрете ниже изображены они оба (Максимилиан Иосиф – слева, Иосиф Людвиг – справа). Кто из них более походит на персонажа аукционного портрета?
Конечно, напрашивается вывод, что на аукционном полотне изображен в красном кафтане тот же принц, что и на двойном портрете, то есть Максимилиан Иосиф. Да и выглядит на «исходном» изображении персонаж как будто чуть старше пяти лет – возраста, в котором Иосиф Людвиг покинул этот мир. Но все же это лишь предположение, хотя и в определенной степени обоснованное.
Других изображений принца Иосифа Людвига, по-видимому, не сохранилось. Максимилиана Иосифа же в нашем распоряжении еще есть парочка детских портретов
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.