В годы НЭПа в Курске функционировало немало увеселительных заведений, но все они ютились в основном по окраинам, не привлекая особого внимания общественности. Исключением из правил можно считать знаменитую столовую под романтическим названием «Ренессанс».
Столовая располагалась в центре города, на углу улиц Ленина (тогда в народе было более популярно название Ленинская – авт.) и Можаевской. Сейчас здесь расположен гарнизонный госпиталь, ул. Ленина, 25. Несмотря на благозвучное название «Ренессанс», столовая эта была учреждением весьма сомнительной репутации. По вечерам она превращалась в полноценный ресторан, где царил культ Бахуса и чувственного наслаждения.
- Гиблое место… - так говорили о ней многие из случайных приличных посетителей.
Мало кто тогда помнил, что в 1869 году великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, как раз в стенах этого дома приступил к написанию оперы «Князь Игорь». Он гостил в Курске у князя Н.И. Кудашева, который снимал квартиру у помещика П.Б. Чурилова.
По вечерам в «Ренессанс» являлись компании разгульных людей, которые устраивали пирушки и кутежи. В поисках творческого вдохновения и энергетической подзарядки, заглядывали сюда на огонек редкие представители курской интеллигенции и богемы.
Но все же большинство загулявших составляли так называемые «растратчики» из числа ответственных товарищей, которые за один вечер спускали здесь казённые и общественные деньги. В популярной в середине 1920-х годов в СССР песне «Проститутка от бара» были такие слова:
Меня купит растратчик богатый
И на Остров уеду я с ним.
Снова карты, вино и мужчины,
Снова жизнь потечет веселей.
А вот еще о тех же растратчиках из репертуара «уличной сатиры»:
В нарсудах у нас дела модное:
Пра растратчиков всюду твирдять,
Деньги тратяца всё народные
В ресторанах чирвонцы литять.
Ани тратятся на красоточек
Говорят «Нам тюрьма нипачем!»
Ни мишало бы хто их хапает
И таво бы слехка кирпичем.
И обычная тут история:
Машинистка хитра и умна,
Уж не вдруг дана категория:
Секретаршею стала она.
А директор ей пальцев кончики
Целовал без конца и забот,
Вереницею шли червончики
За часы сверхурочных работ.
Закружила коммуниста.
Хорошо.
Подарил он мне монисто.
Хорошо.
В потребилке был он главным.
Хорошо.
Бесконтрольным, самоправным.
Хорошо.
Вина, фрукты, сласти – груда!
Хорошо.
Все тащил он мне оттуда.
Хорошо.
Окончание следует...