Война не закончена, пока не похоронен последний солдат. Хотелось бы продолжить это известное изречение: пока близкие не узнают о месте захоронения своего солдата. Михаил Ефимович Ефимов – один из тех, кто защищал Ленинград, кто ценой своей жизни приблизил день снятия блокады. Так получилось, что в семье знали только дату гибели близкого человека – мужа, отца и деда. О том, где погиб и похоронен ефрейтор Михаил Ефимов, смог узнать только его внук – Олег Литошко, об этом и пойдёт наш разговор.
– Олег, скажите, что родные рассказывали Вам о дедушке?
– Знаю, что дед родился в селе Пель Валдайского района Ленинградской области в 1898 году. Как он попал в Ленинград, к сожалению, мне неизвестно. У него с моей бабушкой, Пелагеей Павловной Ефимовой, 1898 года рождения, было двое детей. Один ребёнок (мальчик) умер, я так понимаю, в самом начале войны. В своих письмах с фронта дедушка обещал за него отомстить.
Сначала дед сражался на Советско-финской войне. Мама, Людмила Михайловна Ефимова, говорила, что он едва вернулся с одной войны, как ушёл на другую. У него было освобождение от службы в армии по состоянию здоровья, но он всё равно пошёл служить добровольцем на фронт – рядовым. Сохранилась его карточка военного учёта в Выборгском райвоенкомате.
– Где воевал Ваш дедушка во время Великой Отечественной войны? Что об этом известно?
– Воевал дед под Ленинградом, служил в 203-м стрелковом полку 92-й стрелковой дивизии. Был ранен, после лечения вновь вернулся на фронт. Перешёл в разведку, что видно из его писем. Также в одном из своих последних писем, от 18 декабря 1943 года, он сообщил, что «получил награду – медаль «За оборону Ленинграда» и маленькое звание ефрейтора». Это было незадолго до его гибели. В память об отце мама сохранила свою девичью фамилию – Ефимова. Она любила папу и отзывалась о нём с особенной теплотой, говорила о его доброте и порядочности…
– Как родные узнали о гибели Вашего дедушки? Где они были в это время – в Ленинграде или в эвакуации?
– Бабушку с мамой эвакуировали под Омск. Знаю, что по дороге они едва не погибли. Случилось так, что в 1942 году бабушка с мамой опоздали на эвакуационный катер и поплыли на следующем, а в тот катер, который ушёл без них, попала бомба... В эвакуации бабушка работала медсестрой в лагере НКВД, сначала у уголовников, потом перевелась медсестрой в лагерное отделение для малолетних детей и беременных. Там же, в эвакуации, бабушка с мамой узнали о том, что мой дед погиб.
В похоронке от руки было написано только то, что «Ваш муж, Ефимов Михаил Ефимович, от полученных ран скончался 3.01.1944 года». О месте гибели и захоронения не сообщалось. Было сказано, что извещение о смерти деда направлено в Омский военкомат для вручения моей бабушке. В случае неполучения извещения предлагалось сообщить об этом командиру части, где служил дед, но война, эвакуация, потом возвращение в разгромленный Ленинград... Дом, где жили мои родные, уцелел, но вещей в их комнате не осталось, думаю, не стоит винить в этом соседей – война… Кстати, дедушка сообщал моим родным в письме, что, когда он после ранения побывал дома, в комнате лежала лишь мамина кукла…
Долгое время мы не знали, где погиб мой дед. Только в 1980-х годах я пообещал бабушке и маме найти место его захоронения.
– Расскажите, с чего Вы начали свои поиски?
– Я обратился в Подольске в Центральный архив Министерства обороны РФ. В Петербурге отправился в Лазаретный переулок, 2, где также находится Центральный архив Министерства обороны РФ, но везде мне отвечали, что никаких сведений о моём дедушке нет.
Ходил в Выборгский районный военкомат, там меня просто мягко послали подальше, писал в Омский военкомат – всё тщетно. Только когда я позвонил в военный комиссариат города Санкт-Петербурга и поговорил с очень приветливой женщиной, дело сдвинулось с мёртвой точки. Это было уже в 2014 году. Примерно через год – о, чудо! – мне позвонила эта женщина и сказала, что обнаружен посмертный медальон моего деда, его нашли поисковики из Крыма. Я встретился с ними в 2016 году. Поисковики передали мне медальон, но не смогли указать, где его точно обнаружили. Сказали лишь, что в 1944 году в тех местах уже не находился полк, где служил дед, скорее всего, этот медальон с места его ранения (возможно, с места ранения во время разведки в немецком тылу).
– Как проходили дальнейшие поиски? Кто ещё Вам помогал?
– Дальше всё завертелось довольно быстро. Я понял, что на официальные органы надеяться бесполезно, и вступил в ВК в группу «Бессмертный полк», где мне, собственно, и помогли найти место захоронения моего деда, – в городе Сертолово. Спасибо большое им за это! Дедушка был похоронен на кладбище медсанбата 70-го артиллерийского полка 92-й стрелковой дивизии. К сожалению, я узнал об этом только в 2017 году, ни мамы ни бабушки в живых уже не было, но я выполнил обещание…
Проблема оказалась в том, что имя деда было занесено в Книгу Памяти Ленинградской области, поскольку он был рождён в Ленинградской области, а я искал по месту жительства и мобилизации в Выборгском районе Петербурга (Ленинграда).
Дальше было проще, я нашёл журнал боевых действий полка за день гибели дедушки – 03.01.1944 года, где однозначно сказано, что его убили финские фашисты.
В некоторых документах днём гибели деда значится 09.01.1944, но, как стало известно, – это день захоронения. Мне удалось найти наградные листы полка, где среди награждённых медалью «За оборону Ленинграда» указан и мой дед. Также нашёл сведения о потерях полка с указанием места захоронения...
Я связался с начальником военно-учётного стола в городе Сертолово, передал ему копии всех документов, какие смог найти. Прошло немного времени – и на воинском кладбище установили памятную табличку с фамилией моего дедушки.
В 2021 году, в День Победы, водили моего старшего внука на место захоронения ефрейтора Михаила Ефимовича Ефимова, разведчика, моего деда и просто хорошего человека, отдавшего свою жизнь за Родину и жизнь близких.
О семье Литошко – Ефимовых читайте статью "ИСТОРИИ КОРЕННЫХ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ. Мой предок пришёл учиться в Петербург пешком".
Подписывайтесь на мой канал. Удачи и до скорых встреч!