Найти тему
МИХМ-МГУИЭ

Заграничный гонорар в чеках Внешпосылторга: когда-то было и такое

На днях, перелистывая старую записную книжку, я обнаружил давно забытый между ее страницами интересный раритет: разменный чек ВНЕШПОСЫЛТОРГА на приобретение товаров на сумму ПЯТЬ КОПЕЕК. Эта находка дала пищу воспоминаниям о событиях почти сорокалетней давности, связанных с получением нами с коллегами гонораров в СССР за научные публикации за рубежом.

Создание монографий и статей по результатам научных исследований, а также методических пособий и учебников всегда поощрялось в отечественной высшей школе. Педагогические работники МИХМа должны были регулярно демонстрировать свою публикаторскую активность, что являлось немаловажным фактором при аттестации на должности профессоров и доцентов, присвоения учёных степеней и званий. Особо престижным считались книжные издания, выпущенные через центральные государственные издательства, публикации сообщений в научной периодике АН СССР и в Известиях высших учебных заведений СССР, в иностранных журналах и сборниках.

-2

На основании собственного опыта работы с издательствами СССР могу вспомнить, что все книжные издания выпускались на основе авторского договора, в котором определялись объем текста и размер гонорара. Научно-технические и учебные издания оплачивались,
большей частью, из расчета 120 рублей за авторский лист, который включал 40 000 печатных знаков. Окончательный расчет с авторами проводился издательством после выхода тиража, размер которого не влиял на оплату труда . При повторном издании книги оговаривалось заключение дополнительных договорных условий об авторском гонораре.


Публикация статей в научно-технической периодике СССР не всегда сопровождалась авторским вознаграждением. Небольшие гонорары в рублях выплачивали лишь те журналы, которые переводились за рубежом. Сборники трудов вузов, публикации материалов  конференций и семинаров были безгонорарными. Считалось, видимо, что авторы и так должны были быть благодарны за возможность представить на публике свои научные и методические достижения.


Иностранные издательства книг и журналов, при публикации работ советских граждан, должны были регулировать свои правовые , договорные и материальные отношения с авторами только на основе сотрудничества с Всесоюзным агентством по авторским правам ВААП. Эта организация за свое посредничество получала с авторских гонораров значительную долю, а ее функции заключались в защите авторских прав на издания, в информировании авторов о присланных валютных средствах , их помещении на личный счёт во ВНЕШТОРГБАНКЕ и расчетах с гражданами СССР в рублях или в ЧЕКАХ ВНЕШПОСЫЛТОРГА.

В годы расцвета социализма у нас функционировала занятная торговая сеть, параллельная государственной розничной торговле - магазины  "БЕРЕЗКА". Расчет с покупателями товаров там производился или за свободно конвертируемую инвалюту, или в сертификатах, а с 1976 года - в расчетных чеках Всесоюзного объединения ВНЕШПОСЫЛТОРГ.
В ВАЛЮТНЫХ магазинах могли совершать покупки лица, обладающие легально такими средствами платежа: иностранные граждане или небольшая категория наших высокопоставленных дипломатов и номенклатурных кадров партийных и государственных учреждений.

Иллюстрацией этому служит эпизод в фильме 1989 года "ЛЮБОВЬ С ПРИВИЛЕГИЯМИ", когда бывший зампреда Совмина СССР Кожемякин (Вячеслав Тихонов) уверенно приглашает в валютный бар для иностранцев провинциалку Ирину (Любовь Полищук).

-3

В ЧЕКОВЫХ же магазинах "БЕРЕЗКА" ("BERIOSKA") обслуживались обладатели расчётных чеков из числа советских граждан, которые по действовавшему тогда законодательству не могли иметь внутри страны иностранную валюту. В ту пору  советским загранработникам предлагалось значительную часть заработка в местной валюте переводить на личный счёт во ВНЕШТОРГБАНКЕ, с которого на родине можно было оплатить приобретение квартиры в ЖСК, гаража в ГСК, автомашины Волга и ВАЗ или обменять денежные средства на чеки. На эти экзотичные средства платежа, которые выпускались номиналами от 1 копейки до 500 рублей, в магазинах " Березка" можно было стать обладателем отечественных товаров повышенного спроса, японской радиоаппаратуры, французской парфюмерии, изделий из кожи и меха, предметов брендовой одежды , модной  обуви и т.д.. То есть тех предметов торговли, которые в пору тотального дефицита в обычные магазины практически не поступали. Но стоили вещи в "Берёзке" гораздо дороже, чем аналогичные товары в зарубежных торговых центрах и бутиках.

В валютные магазины имели доступ только иностранные граждане, на входе в них старались отфильтровывать потенциальных покупателей с советскими паспортами, которые не могли бы доказать правомерность обладания свободно конвертируемой валютой. Сознаюсь, что мне удалось однажды проникнуть в "валютник" в Лужнецком проезде, 25 с группой итальянских друзей. Он приехали на Олимпиаду-80 и попросили меня помочь выбрать манто из русского меха. Но в чековые магазины наведаться было легче, сертификаты или чеки многие получали или покупали у знакомых, хотя это и было запрещено.  Вспоминается, как я впервые попал в магазин ВНЕШПОСЫЛТОРГА в 1967 году с сертификатами, которые мы с женой получили в качестве подарка на свадьбу. Тогда покупка в "Берёзке" модных  шапок из меха нерпы прошла без сложностей, никто нас не выгонял, наши платежные средства были оприходованы без проблем.

В 1960-1980-х гг. у многих преподавателей МИХМа была возможность выезжать в длительную командировку для работы в университетах  стран Третьего мира. Благодаря этому они могли решить многие жизненно-материальные проблемы за счёт высокого уровня оплаты труда в государствах с тяжёлыми климатическими условиями , а также с непривычной политической и социально-бытовой средой проживания.

Многие из них открывали в качестве физических лиц валютные счета во ВНЕШТОРГБАНКЕ и имели официальное разрешение на владение чеками ВНЕШПОСЫЛТОРГА. Тогда они могли отправляться в "Берёзку" с целью купить на законных основаниях "нажитые непосильным трудом... магнитофон импортный, кинокамеру заграничную... куртку замшевую...две", не говоря о фундаментальных приобретениях длительного пользования. Покупки упаковывались в фирменные полиэтиленовые пакеты с логотипами "Berioska" и "Vneshposyltorg", которые некоторые их обладатели сохраняли и использовали ещё долго как модный престижный аксессуар в повседневности.

-4

Была у нас и другая система приобщения к чековой торговле: путем опубликования книг и статей за рубежом. В 1970-1980 гг. мы - сотрудники кафедры "ПОЛИМЕРНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ" МИХМ - активно сотрудничали с немецкими техническими журналами "PLASTE UND KAUTSCHUK" ( ГДР)  и  "KUNSTSTOFFE" (ФРГ). Там выходило множество наших научных публикаций, за которые переводились гонорары в марках. Поэтому в 1970-х гг. я впервые посетил офис ВААП в цокольном этаже серого писательского дома 17 по Лаврушинскому переулку, где меня оповестили о возможности получения авторского вознаграждения в чеках за публикации за рубежом. Иногда коллегам удавалось получить гонорар непосредственно в ГДР,  когда они приезжали в страну по служебной надобности: на стажировку, со студентами на практику, для участия в конференциях и т.д.

-5

В 1980-х гг. появились авторские отчисления валюты за публикацию в ГДР нами коллективного труда -  фундаментального справочника "HANDBUCH DER PLASTTECHNIK", за переводы за рубежом наших статей в академическом журнале "Теоретические основы химической технологии". При этом нас приглашали уже в валютное управление ВААП на Большой Бронной улице, 6 и предлагали альтернативные варианты получения гонорара: в рублях или в чеках ВНЕШПОСЫЛТОРГА. Свободно инвалюта нам на руки не выдавалась, ее можно было снять со счета только при поездках в другие страны.  После получения чеков в отделении В/О ВНЕШПОСЫЛТОРГ на Кутузовском проспекте, 7/5, мы могли посещать магазины "Березка", расположенные, как правило, не в центре города: на Краснохолмской набережной, на улице Ферсмана, на Сиреневом бульваре и в других местах. Наши возможности шопинга товаров чековой торговли были невелики, средств хватало на покупку каких-то детских вещей, джинсов, мохеровой пряжи, японских зонтиков,  аудиокассет BASF, SONY, кроссовок, колготок и ещё разного ширпотреба. Помню, что последнее посещение "Берёзки" на Пречистенке, 31 для меня было связано с оплатой оставшимися разменными чеками двух томов из малой серии книг БИБЛИОТЕКА ПОЭТА. Это были ненаходимые в обычной книжной торговле, но вожделенные  для семьи сборники Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. И это единственное приобретение в чековой торговле, которое у меня сохранилось, все остальные вещи давно исчезли без следа. А торговля на чеки была вообще прекращена в 1988 году.

-6

Вот  такие размышления о прежних временах нашего существования в СССР ко мне пришли при обретении неожиданной находки - пятикопеечного разменного чека ВНЕШПОСЫЛТОРГА .Думается, что у моих младших современников такие воспоминания вызовут лишь сочувственное непонимание, ведь для них иметь в кошельке, наряду с рублями - доллары или евро, а, может, и пользоваться криптовалютой и валютным счётом в банке - это обыденность. Но мы так тогда жили, по-другому!

Примечание
Но нужно отметить, что с аналогичной торговой сетью я познакомился в 1981 году во время стажировки в ГДР. Она называлась INTERSHOP и в ее магазинах принималась оплата за товары в валюте от иностранцев или в чеках от граждан страны. Там же были, в отличие от СССР, магазины  товаров личного потребления "взыскательного спроса"  DELIKAT и EXQUISIT, в которых за марки ГДР приобретали продукты питания, алкоголь, парфюмерию из западных  стран и модную одежду, импортную или изготовленную здесь же по иностранным лицензиям из высококачественных тканей, кожи и замши.  Для расчетливых немцев цены в таких бутиках были непомерно высокими и покупателей я наблюдал там немного. Но товары были превосходны и мне очень нравились купленные в бутиках EXQUISIT в Дрездене и Лейпциге, осторомодные тогда плащ-макинтош и кожаная куртка.
              В.А. ЛЮБАРТОВИЧ