Найти тему
ПоcтSтоика

Эпос о Гильгамеше

Оглавление
Глиняная табличка с изображением Потопа из эпоса о Гильгамеше на аккадском языке.
Глиняная табличка с изображением Потопа из эпоса о Гильгамеше на аккадском языке.

Первое известное произведение художественной литературы в мире было написано более 4000 лет назад! Это эпос о Гильгамеше, который повествует о захватывающих приключениях царя Гильгамеша, правившего в древней Шумерской цивилизации, которая находилась на территории современного Ирака и Сирии. Кстати, исторические документы говорят о том, что такой царь действительно был. Сегодня мы можем прочитать около 3200 строк, что составляет около 80-90 процентов от оригинального объема произведения. Это было настоящее литературное чудо для последней половины третьего тысячелетия до нашей эры - первый шедевр в истории литературы, который дошел до нас в письменной форме, передавая образное мышление предков до нас.

Урук с зиккуратом Инанны
Урук с зиккуратом Инанны

Эпос рассказывает историю царя Урука по имени Гильгамеш, который жил в Месопотамии более 4000 лет назад.

Сюжет истории о Гильгамеше вращается вокруг двух главных тем: поиска бессмертия и дружбы. Гильгамеш - сильный, но жестокий царь, который не боится битв и приключений. Он желает обрести бессмертие и отправляется в долину Трех Рек, где живет легендарный персонаж Ут-Нараписхтим, который сумел обрести бессмертие. Ут-Нараписхтим рассказывает Гильгамешу, что он получил свое бессмертие через испытание, в котором ему пришлось бороться с невероятно трудными испытаниями природы, выносливостью и силой.

Гильгамеш возвращается в Урук, но не обретает бессмертие. Однако он обретает настоящего друга в лице Энкиду - дикого человека, которого он победил в бою. Вместе они проходят через многое. Однако судьба разлучает друзей, когда боги убивают Энкиду.

Гильгамеш остается один и осознает, что невозможно обрести бессмертие, но можно стать бессмертным в глазах других, живя так, чтобы его подвиги запоминались и воспевались веками.

Влияние

Энкиду – изображение примерно 2027-1763 гг. до н.э.
Энкиду – изображение примерно 2027-1763 гг. до н.э.

Эпос "Гильгамеш" содержит множество мотивов и троп, которые стали характерными для классической эпической литературы. Он, возможно, является прототипом "Илиады" Гомера (особенно отголоски Энкиду в образе Патрокла) и "Одиссеи" последнего. Многие исследователи также утверждают, что "Гильгамеш" имеет сходства с Библией.

История Энкиду, божественно созданного человека из земли, и его изгнания из естественной среды обитания после соблазна женщиной (Шамхат), напоминает историю Адама и Евы и их вынужденного ухода из Эдема. Еще более поразительным является визит Гильгамеша к Утнапишти и его жене в поисках секрета вечной жизни. В этом эпизоде Утнапишти рассказывает, как бог Энлиль вызвал великий потоп на мир в наказание за человеческие неудачи. Однако Утнапишти был предупрежден другим богом, который поручил ему приготовить лодку, которая могла бы доставить его, его семью и семена всех живых существ в безопасное место. Когда наступил потоп, только те, кто находились на борту корабля, могли выжить. Их лодка в конце концов застряла на вершине горы, после чего Утнапишти выпустил серию птиц (включая голубя), чтобы найти сушу. С небольшими изменениями имени, это почти та же история, что и история Ноя и его ковчега, описанная в библейской книге Бытие. Но был ли "Гильгамеш" источником истории Ноя, или обе истории просто отражают общую традицию повествования, это неизвестно.

Глиняные таблички

Гильгамеш со львом.
Гильгамеш со львом.

Оригинальный эпос был создан примерно в 2100 году до нашей эры на шумерском языке и был написан клинописью. Более полная версия, которую мы знаем сегодня, была написана вавилонянами на аккадском языке на двенадцати глиняных табличках примерно в 1200-1000 годах до нашей эры.

В 1850 году группа археологов под руководством британцев обнаружила множество гравированных табличек на месте древней библиотеки в Ниневии, недалеко от современного Мосула в Ираке. Останки были отправлены в Британский музей, как и предполагалось. Через несколько лет музей нанял добровольца по имени Джордж Смит, который бросил школу в четырнадцать лет, но был любителем-знатоком ассирийской истории и культуры. Он помог проанализировать осколки, которые оставались неисследованными, и за два десятилетия после 1860 года ему удалось перевести некоторые из них, вернув эпос миру. Было что-то поэтичное в том, что увлеченный любитель, а не ученый-профессионал, смог вернуть к жизни эту потерянную классику.

Джордж Смит был британским археологом-аматором, который в 1860-х годах произвел сенсацию, расшифровав глиняные таблички с эпосом о Гильгамеше, найденные в Ниневии. Он стал первым, кто прочел часть текста и привлек внимание мировой общественности к этому древнему произведению. Кроме того, Смит был сторонником библейской археологии и верил, что его открытия подтверждают истинность Библии. Он умер в 1876 году в возрасте 36 лет, во время исследовательской поездки в Алеппо.
Джордж Смит был британским археологом-аматором, который в 1860-х годах произвел сенсацию, расшифровав глиняные таблички с эпосом о Гильгамеше, найденные в Ниневии. Он стал первым, кто прочел часть текста и привлек внимание мировой общественности к этому древнему произведению. Кроме того, Смит был сторонником библейской археологии и верил, что его открытия подтверждают истинность Библии. Он умер в 1876 году в возрасте 36 лет, во время исследовательской поездки в Алеппо.

Непонятно, знал ли сам Джордж Смит о масштабах своего достижения, поскольку он умер в 1876 году во время исследовательской поездки в Алеппо в возрасте всего 36 лет. Большая часть его собственного волнения по поводу расшифрованных им фрагментов была связана с его верой в то, что они подтверждают истинность Книги Бытия. Когда он прочитал о Великом потопе, в результате которого пострадали все, кроме одного человека и его семьи, он, как сообщается, вскочил со стула и взволнованно выбежал из своей комнаты в музее. Когда он обратился к Обществу библейской археологии со своим открытием, в аудитории присутствовал премьер-министр Уильям Гладстон, и открытия Смита попали в заголовки газет по всему миру.