Первое известное произведение художественной литературы в мире было написано более 4000 лет назад! Это эпос о Гильгамеше, который повествует о захватывающих приключениях царя Гильгамеша, правившего в древней Шумерской цивилизации, которая находилась на территории современного Ирака и Сирии. Кстати, исторические документы говорят о том, что такой царь действительно был. Сегодня мы можем прочитать около 3200 строк, что составляет около 80-90 процентов от оригинального объема произведения. Это было настоящее литературное чудо для последней половины третьего тысячелетия до нашей эры - первый шедевр в истории литературы, который дошел до нас в письменной форме, передавая образное мышление предков до нас.
Эпос рассказывает историю царя Урука по имени Гильгамеш, который жил в Месопотамии более 4000 лет назад.
Сюжет истории о Гильгамеше вращается вокруг двух главных тем: поиска бессмертия и дружбы. Гильгамеш - сильный, но жестокий царь, который не боится битв и приключений. Он желает обрести бессмертие и отправляется в долину Трех Рек, где живет легендарный персонаж Ут-Нараписхтим, который сумел обрести бессмертие. Ут-Нараписхтим рассказывает Гильгамешу, что он получил свое бессмертие через испытание, в котором ему пришлось бороться с невероятно трудными испытаниями природы, выносливостью и силой.
Гильгамеш возвращается в Урук, но не обретает бессмертие. Однако он обретает настоящего друга в лице Энкиду - дикого человека, которого он победил в бою. Вместе они проходят через многое. Однако судьба разлучает друзей, когда боги убивают Энкиду.
Гильгамеш остается один и осознает, что невозможно обрести бессмертие, но можно стать бессмертным в глазах других, живя так, чтобы его подвиги запоминались и воспевались веками.
Влияние
Эпос "Гильгамеш" содержит множество мотивов и троп, которые стали характерными для классической эпической литературы. Он, возможно, является прототипом "Илиады" Гомера (особенно отголоски Энкиду в образе Патрокла) и "Одиссеи" последнего. Многие исследователи также утверждают, что "Гильгамеш" имеет сходства с Библией.
История Энкиду, божественно созданного человека из земли, и его изгнания из естественной среды обитания после соблазна женщиной (Шамхат), напоминает историю Адама и Евы и их вынужденного ухода из Эдема. Еще более поразительным является визит Гильгамеша к Утнапишти и его жене в поисках секрета вечной жизни. В этом эпизоде Утнапишти рассказывает, как бог Энлиль вызвал великий потоп на мир в наказание за человеческие неудачи. Однако Утнапишти был предупрежден другим богом, который поручил ему приготовить лодку, которая могла бы доставить его, его семью и семена всех живых существ в безопасное место. Когда наступил потоп, только те, кто находились на борту корабля, могли выжить. Их лодка в конце концов застряла на вершине горы, после чего Утнапишти выпустил серию птиц (включая голубя), чтобы найти сушу. С небольшими изменениями имени, это почти та же история, что и история Ноя и его ковчега, описанная в библейской книге Бытие. Но был ли "Гильгамеш" источником истории Ноя, или обе истории просто отражают общую традицию повествования, это неизвестно.
Глиняные таблички
Оригинальный эпос был создан примерно в 2100 году до нашей эры на шумерском языке и был написан клинописью. Более полная версия, которую мы знаем сегодня, была написана вавилонянами на аккадском языке на двенадцати глиняных табличках примерно в 1200-1000 годах до нашей эры.
В 1850 году группа археологов под руководством британцев обнаружила множество гравированных табличек на месте древней библиотеки в Ниневии, недалеко от современного Мосула в Ираке. Останки были отправлены в Британский музей, как и предполагалось. Через несколько лет музей нанял добровольца по имени Джордж Смит, который бросил школу в четырнадцать лет, но был любителем-знатоком ассирийской истории и культуры. Он помог проанализировать осколки, которые оставались неисследованными, и за два десятилетия после 1860 года ему удалось перевести некоторые из них, вернув эпос миру. Было что-то поэтичное в том, что увлеченный любитель, а не ученый-профессионал, смог вернуть к жизни эту потерянную классику.
Непонятно, знал ли сам Джордж Смит о масштабах своего достижения, поскольку он умер в 1876 году во время исследовательской поездки в Алеппо в возрасте всего 36 лет. Большая часть его собственного волнения по поводу расшифрованных им фрагментов была связана с его верой в то, что они подтверждают истинность Книги Бытия. Когда он прочитал о Великом потопе, в результате которого пострадали все, кроме одного человека и его семьи, он, как сообщается, вскочил со стула и взволнованно выбежал из своей комнаты в музее. Когда он обратился к Обществу библейской археологии со своим открытием, в аудитории присутствовал премьер-министр Уильям Гладстон, и открытия Смита попали в заголовки газет по всему миру.