Величайший Модильяни в кафе рисует на листе портрет внезапного заказчика, за это гости должны оплатить трапезу художника. После некоторого времени бумага с готовым шедевром попадает к мужчине, однако его лицо выражает скорее резкое недовольство, чем восхищение. Он с раздражением возвращает «портрет», но обещание оплатить обед собирается сдержать, Модильяни не согласен, у них чуть не вспыхивает скандал. Ситуацию с трудом спасает его друг Зборовский.
Это острое и эмоциональное начало фильма «Монпарнас-19», в котором будут показаны последние годы жизни великого художника. Только проблема в том, что до смерти великим он не был, зато постоянно терзал себя, продавал работы за бесценок, пытался забыться через алкоголь, бедствовал. Но и был влюблен. Это спасло его, но лишь на время.
Тема любви - особенная в этом фильме. Пока что я еще не видел на экране такой преданности, такой нежности, таких чувств, и все это вообще без намеков на какую-то пошлость. Актеры сыграли великолепно, Жанна хороша, но Модильяни невероятен - на грани любви, ожидания смерти и ненависти к себе. Как будто все эти чувства действительно тяготили актера, что видно в его взгляде. И он в какой-то мере повторил судьбу художника и умер молодым.
Не могу сказать, что фильм именно о живописи, он скорее о творческой, хрупкой натуре, о любви и поддержке, о коварных людях и гении, который погубил себя, но все же не сошел с пути, остался уникальным и не похожим на других.
Монпарнас-19 (1958)
Еще о книгах и кино: TG.