Наиболее совершенные из летающих насекомых — стрекозы — являются и одним из самых древних отрядов класса. Стрекозы обладают славной историей, в определённые моменты которой их предки достигали гигантских — до 70 сантиметров в размахе крыльев — размеров. Очевидно, однако, что древними, совершенными и гигантскими не могли быть одни и те же стрекозы.
Происходят стрекозы от живших в начале каменноугольного периода летающих предков, размах крыльев которых достигал лишь нескольких сантиметров. Как личинки, так и взрослые крылатые особи — имаго — уже тогда являлись хищниками, но если первые охотились на мелких беспозвоночных в лесной подстилке, то вторые — в кронах деревьев. Крылья использовались для перелётов с ветки на ветку.
Не встретив возражений, протострекозы стали расти, превратившись в огромных стрекозоподобных (не настоящих ещё стрекоз) насекомых — меганевр. Вопросы, что было не так с Землёй карбона, если уж меганевры могли дышать и даже летать, набили оскомину. Решительно ничего интересного с Землёй тогда не происходило, по объёму же и массе меганевры были меньше современных летающих насекомых. Предки современных стрекоз отделяются от меганевр в середине перми (270 миллионов лет назад), а сами меганевры вымирают только в триасе (230 миллионов лет назад).
Охотились меганевры на других крупных летающих насекомых. Однако, способность чудовищ долго находиться в воздухе, патрулируя охотничий участок, сомнительна, а умение ими перехватывать добычу в воздухе — спорна. Тем не менее, можно обратить внимание на интересный момент. Вымирают меганевры примерно в одно время с появлением птерозавров (сначала бывших мелкими, древесными, несекомоядными животными). Но кризис крылатых членистоногих охотников начинается намного раньше.
...Чтоб не тянуть. Современные стрекозы размножаются в воде, — предпочтительно в небольших водоёмах, где нет позвоночных хищников. Где росли личинки меганевр — не очень понятно. Скорее на суше, где в карбоне они ещё не подвергались серьёзному давлению со стороны позвоночных, тогда слишком неуклюжих. В пермский период ситуация изменилась. С другой же стороны, и в воде слишком большие личинки не могли уклониться от состязания с амфибиями.
Потерпели поражение меганевры не в воздухе.