Найти в Дзене
Глобальная История

Шумерская история о потопе и миф о богине Инанне

Потоп, повествование о котором впервые появляется у шумеров, был равнозначен концу света. Спасся единственный человек – царь Зиусудра (по аккадски Ут-напишти). Ему не было разрешено жить на земле освобожденной от вод. Он был обожествлен и наделен бессмертием и боги отослали его в страну Тильмун (в аккадской версии к «устьям рек»). Трудно сказать, почему боги решили уничтожить человечество, впрочем решение не было единогласным. Кто-то из богов заступился за жившего праведно царя Зиусудру, который затем получил четки указания по строительству ковчега. Потоп длился семь дней и семь ночей, после чего вновь воссияло солнце, а Зиусудре была дарована «жизнь бога».

Тема потопа вторично появится в «Эпосе о Гильгамеше». Тема потопа характерна для большинства религиозных традиций по всему миру, и распространена по всем континентам. Откуда произрастают корни подобного мифа сказать сложно, во всяком случае следов реальности некоего чудовищного потопа не обнаружено. Речь скорее должна идти о другом: «Большая часть мифов о потопе выглядит как составляющая некоего космического ритма: старый мир, населенный падшим человечеством, затапливается водами и через какое-то время из водного хаоса рождается мир новый»[1]. Зачастую мифический потоп является следствием грехов человечества. В месопотамском случае определить причину потопа затруднительно. Возможно боги приняли это решение из-за грешников, либо так решил Энлиль, которому надоел людской шум. Но если смотреть глубже на всю мифологию потопа то можно установить, что его причина также заключена в одряхлении мира. Космос как бы стагнирует и нуждается в перерождении. Потов осуществляет в макромасштабе то, что люди разыгрывают в ходе космогонического празднества Нового Года – акт перерождения мира.

-2

Планетарными богами шумеров являлись – Нанна-Син (Луна), Уту (Солнце) и Инанна (Венера). Инанна соответствовала аккадской Иштар и по своей «актуальности» она превосходит любую другую богиню Ближнего Востока. В зените своей культовой славы она почиталась как богиня любви и войны, властвовала и над жизнью и над смертью. С ней связан один из главных мифологических сюжетов древности. Инанна, являясь богиней-хранительницей Эреха, вступает в брак с пастухом Думузи, делая его правителем города. Инанна счастлива, но так же сознает некую роковую долю, которая выпадет из-за нее на Думузи. Так и случается.

Инанна решает спуститься в ад, и забрать власть над ним у своей сестры Эрешкигаль. Попытка терпит неудачу – Инанна по мере прохождения Семи Дверей ада теряет свою волшебную силу (вместе с одеждой) и оказывается беззащитна перед сестрой, которая устремляет на Инанну «взгляд смерти», в результате чего тело ее застывает. Затем с помощью друзей и богов Инанна оказывается оживлена, но в Аду требуют чтобы она, если желает подняться на верх, предоставила божественную замену. Иннана соглашается, но долгое время не может найти себе «заместителя». После долгого пути она возвращается в Эрех, где видит Думузи, вполне довольного, восседающего на троне. В горе Инанна говорит слугам Ада, чтобы они забрали с собой именно Думузи. Тот пытается спастись, но у него не выходит и служители ада утаскивают его с собой. Окончание шумерской истории неизвестно, но С. Крамер в своей книге посвященной Шумеру пишет следующее: «По всей видимости, слезы Думузи разжалобили Эрешкигаль, и она облегчила его печальную судьбу, решив, что он будет проводить в Нижнем Мире только полгода, а на другие полгода его заменит сестра Гештинанна»[2].

-3

Данный миф находит воплощение и в аккадской традиции – «Сошествие Иштар в ад». Впрочем там присутствуют значительные по сравнению с шумерским текстом вариации. Долгое время казалось, что Иштар спускается в ад именно чтобы вернуть «своего» Таммуза. Пленение Иштар приводит к катастрофическим для мира (для плодородия) последствиям, что можно толковать как результат разрыва божественной иерогамии. Великие Боги вынуждены вмешаться, ведь пленение Иштар грозит миру прекращением Жизни.

В шумерской версии важна психологическая трактовка драмы Думузи, как результата любовного гнева Инанны. Позже цари как шумерские, так и аккадские, будут воплощать Думузи, а его не безвозвратная смерть станет одним из ритмов космической жизни, где за творением следует смерть, а за ней возрождение. Культ Таммуза (Думузи) был распространен по Ближнему Востоку повсеместно и просуществовал очень долгое время. Нужно так же сказать и о том, что в мифе предстает неудачная попытка богини любви и жизни «отменить» смерть – получить власть над Нижним Миром.

[1] М. Элиаде. История веры и религиозных идей. Т.1. с. 63.

[2] С. Крамер. История начинается в Шумере. С. 144.