Поздней осенью 1951 года во Владимирской тюремной больнице (филиале ГУЛАГа) тихо угасал Пётр Дмитриевич Долгоруков – депутат Государственной Думы (1906 года) от Курской губернии, выдающийся политический деятель Росси начала XX века, один из основателей партии кадетов, организатор земского движения в Курском крае.
«Враг советской власти»
Медицинская комиссия выявила у Долгорукова старческую дряхлость, общий атеросклероз, порок сердца, двустороннюю паховую грыжу и признала инвалидом I группы. Он уже не поднимался с койки без посторонней помощи. Всё чаще в памяти старика один за другим мелькали горькие эпизоды его непростой жизни.
Ноябрь 1920 года. Эвакуация из Севастополя на пароходе «Слам». В суматохе при погрузке падает в море наиболее ценная часть багажа семьи Долгоруковых. Лагерь беженцев из России на окраине Сан-Стефано, что близ Константинополя. Одноразовый скудный паёк, выдававшийся ближе к вечеру американскими благотворителями. На улице холод и грязь. В неотапливаемом бараке смрад и вши. Все спят вповалку, не раздеваясь. Раз в два дня подвозят бочку с водой. Заболели дети.
Но постепенно жизнь наладилась. В окрестностях Константинополя Долгоруков организовал ряд сельскохозяйственных колоний русских эмигрантов. Всё это не прошло даром, и в марте 1922 года князю пришлось перенести сложную операцию. В апреле того же года семья переехала в Прагу.
В Чехословакии Пётр Дмитриевич занялся координацией усилий многих организаций по оказанию помощи русским беженцам. При его непосредственном участии были спасены тысячи человеческих жизней. Долгоруков возглавил Русский национальный комитет в Праге, объединивший весь цвет научной интеллигенции России.
1938 год. Чехословакия оккупируется фашистскими войсками. Положение русской диаспоры резко ухудшается. Гестапо устанавливает тотальный контроль за эмигрантами. Русская колония оказалась в бедственном положении. Князь оставляет все свои должности и перебивается с хлеба на воду, давая частные уроки русского языка и литературы.
Июнь 1945 года. Долгоруков задержан «смершевцами» 1-го Украинского фронта. На первом же допросе его обвинили в антисоветской контрреволюционной деятельности, а также в сотрудничестве с гестапо и японской разведкой. Князь отверг обвинения, отметив, что организации, в которых он состоял, являлись культурно-общественными, а не политическими. Тогда же он сформулировал своё кредо: «Я не разделял и не разделяю принципов большевизма и не согласен с политикой советской власти, но намерений вести борьбу против СССР я не высказывал и не ставил целью борьбу и свержение советской власти. Я являюсь сторонником правового демократического строя, осуществляемого при помощи народного представительства».
Затем были Лубянка, больница Бутырской тюрьмы, длительные допросы, переквалификация состава преступления, вынесение приговора (5 лет) и, наконец, вот эта койка. Жизненные силы таяли с каждым днём. 10 ноября 1951 года Петра Дмитриевича не стало.
Окончание следует...