Найти тему
Александр Blog

КНЯЗЬ ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ И СЫН ЕГО АНДРЕЙ

Оглавление

КНЯЗЬ ЮРИЙ

-2

Сидя на красивом холме, над рекой хорошо озирать окрестности, и негоже противится князю, коль скоро он решил отнять эти земли себе. В гордыне своей возомнил себя боярин Степан полновластным хозяином. Гордыня- смертный грех, а по грехам и награда, и так будет со всеми, кто встанет на пути князя Ростовского, князь достигнет всего к чему стремился, дотянется до золотого киевского престола и тогда вся русская земля окажется в его руках, но имя его прославят не военные подвиги, а этот мимоходом присвоенный им малый град, будущая столица огромного государства, будущий Третий Рим.

При рождении его нарекли в честь великого прадеда- Ярослава Мудрого, в крещении Георгия, это греческое имя тогда на Руси произносили как Гюргий, так Георгий превратился в Юрия. Юрию было немногим больше десяти, когда его отец Владимир Мономах, в те времена ещё переелавский князь, определил его в одну из своих волостей, Ростовскую землю. От всей Руси она была отделена дремучими лесами, потому и называлась Залесская земля. Добраться туда можно было только кружным путем по рекам долго и муторно. В детстве Юрий слыхал от сказителей, что сидит на дороге той Соловей разбойник и свистом своим сшибает людей даже и досмерти, но как только придет туда богатырь Илья Муромец, тут-то Соловью и конец.

В отличии от мифологического Соловья разбойника, у богатыря Ильи Муромца имеется реальный прототип, им считается воин из Мурома по прозванию Чеботок, современник Юрия Долгорукого, согласно былинам до 33 лет он был парализован, а после чудесного исцеления стал великим героем защитником Руси. В конце жизни Чеботок принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре с именем Илья. Он погиб, защищая свой монастырь от половцев. В17-ом веке был канонизирован в лике преподобных. Проведенная в двадцатом веке экспертиза мощей святого Илии Печерского, показала, что он обладал необычайно высоким для своего времени ростом 177 см.

Пока ехали до Ростова, отец занимался своими бесконечными княжескими делами, аж в глазах рябило, все крепости по дороге осматривал, во все вникал, судил, рядил, распоряжался, успел по дороге и с половцами сразиться и заключить с ними мир для надёжности, Мономах женил Юрия на дочери половецкого хана. Мнения самого Юрия, которого на этот счет никто и не спросил. Когда прибыли, наконец в Ростов, всё оказалось ещё хуже, чем Юрий ожидал, после нарядного и шумного Переславля Ростов показался ему глухим захолустьем, улицы там были узкими, а дома приземистыми, и вместо каменных храмов-единственная на весь город деревянная церковь, а на чудской половине и вовсе стояло языческое капище, местные купцы и охотники – угрюмые, заросшие бородищами были похожи на леших, а бояре казались грубыми и неотесанными. Между тем, Ростов был город древний, богатый и гордый, когда-то в нем княжили и Ярослав Мудрый и князь Борис(святой мученик, и сам Мономах, но потом , , оставшись без правителя, город привык управляться сам: хозяйственными делами занимался посадник, обороной- тысяцкий, глава ополчения, а все важные вопросы решало народное собрание, так называемое вече.

НАРОДНОЕ ВЕЧЕ

-3

Почти во всех древнерусских городах высшим правящим органом было вече( от славянского веет- совет, собрание). Вече решало основные вопросы управления, объявляло войну и заключало мир, устанавливало и отменяло подати и повинности, распоряжалось земельными ресурсами и финансами города, а также княжеским престолом. По решению вече город мог не принять нового князя или прогнать старого если тот не справлялся со своими обязанностями.

МЕЧТА ЮРИЯ

-4

Молодой князь проводил время на охотах, пировал с дружиной и припирался с боярами. Для него жизнь в Ростове была тосклива и уныла. А ведь где-то там за лесами в Южной Руси кипела настоящая жизнь: князья воевали с половцами и друг с другом, деля золотой киевский престол, увы…. Юрия Ростовского это не касалось никак. Но вдруг пришло обнадеживающее известие, Киев призвал на великое княжение его отца, Владимира Мономаха, 17-тилетний Юрий неожиданно получил право, хоть и призрачное,(ведь перед ним было огромное множество братьев), когда-нибудь стать великим князем киевским. В начале 12-ого века древнерусское государство представляло собой объединение княжеств, подчинявшихся Киеву, все они платили столице ежегодную дань и церковную десятину. Великий киевский князь имел право ставить младших князей на престолы и переводить их с одного княжения на другое по своему усмотрению, он обладал непререкаемым авторитетом и был гарантом стабильности. Киев оставался общерусским торговым перекрестком, куда стекались огромные средства, обладание Киевом было желанной целью для многих князей. Так родилась мечта, которую Юрий лелеял всю жизнь, и за то, что он будет через леса, через многие годы упорно тянутся к заветному Киеву он и получит прозвание Долгорукий.

После смерти Владимира Мономаха киевский престол перешел к его старшему сыну Мстиславу и впоследствии должен был оставаться в руках его потомков. Права и интересы младших сыновей, в том числе Юрия, не учитывались. Мечту о столице Юрию следовало забыть навсегда. И тогда князь Юрий решил, что он сам себе построит столицу, получше Киева. Он погрузился в обустройство своего княжества. Из постылого лесного далекого Ростова он перенес центр в молодой город Суздаль, стоявший посреди живописной равнины, местная знать была рада такому повороту событий и во всем поддерживала князя. В Суздале и в загородной резиденции появились княжеские хоромы и каменные храмы ослепительной красоты, таких на Руси прежде и не видели. Храмы и дворцы в Суздальской земле строились из вытесанных блоков белого известняка, камень добывали в Мячковских каменоломнях на реке Пахре и везли более трехсот верст. Строили белокаменные церкви местные мастера, прошедшие выучку у византийцев или в городах священной римской империи. Небольшие размеры храмов(не более двухсот квадратных метров) были обусловлены пределом надежности белого камня. Храмы, построенные при Юрии Долгоруком стоят и по сей день. Три из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО и украшением золотого кольца России.

Белокаменное строительство обходилось в десять раз дороже обычного, кирпичного, но князь не обращал внимания ни на расходы ни на хлопоты, его княжество крепло и богатело год от года. Юрий проложил прямую дорогу через Чернигов, Путивль и вятичские города. Теперь любой желающий хоть конный хоть пеший, с небольшим конвоем мог вполне безопасно пройти сквозь леса, потратив на дорогу не месяцы, а недели, все больше людей уходило из юго-западной Руси в залесскую глушь, подальше от княжеских усобиц и набегов половцев. Суздальский князь Юрий Долгорукий охотно принимал переселенцев, освобождал их от налога на пять и даже на десять лет, выделял ссуды. Старениями князя строились и укреплялись города Переславль Залесский, Тверь, Кострома, Дубна, Дмитров и всякий житель этих земель от смерда до боярина должен был оказывать Юрию Владимировичу наивысшие почести, потому что он князь и обладает полной властью над просторами северо-восточной Руси.

Как появился город Москва

-5

Оказавшись в окрестностях, Москва реки Долгорукий решил остановиться в большом богатом селе Кучково, у местного боярина Степана Кучки, но боярин не обрадовался высочайшему визиту и должных почестей князю не оказал, Да и с чего ему их оказывать? Степан Иванович сам считал себя здесь хозяином. Юрий Владимирович не стерпев такого отношения к своей персоне, велел схватить боярина и предать смерти. Князь же, окинув взором окрестности у реки, проникся симпатией к этим сёлам и велел на месте том поставить малый деревянный град по названию реки той Москва град. Сёла Степана Кучки сейчас являются районами Москвы. Село Кучково(центр боярской вотчины) располагалось на месте нынешней Лубянки. На Боровицком холме, там где сегодня стоит Кремль, Юрий велел соорудить деревянную крепость, сооружение с протяженностью стен около тысячи двухсот метров заняло треугольник между нынешними Боровицкими, Троицкими и Тайницкими воротами. Строительство деревянной крепости на Боровицком холме Юрий поручил своему старшему сыну Андрею, не сомневаясь, что тот блестяще справится с поручением отца. Андрей был главным помощником отца, его правой рукой и самой надежной опорой. Детей убитого боярина Кучки Долгорукий определил ко двору Андрея Яким и Петр Кучковичи вошли в ближнее окружение молодого князя, а их младшая сестра стала женой Андрею Юрьевичу. Быстро разобравшись с насущными делами, князь Юрий велел учинить обед, накрыть обильный поминальный стол, но поминать он собирался не Боярина Кучку, а своего среднего сына Ивана. Когда-то Долгорукий отправил его в помощь своему союзнику князю Святославу, а тот Ивана не уберёг. Получив известие, Юрий отправил союзнику Святославу короткий ответ: «Приди ко мне, брате в Москов», Святослав ехал в смятении, ведь он был в ответе за смерть княжеского сына, как теперь оправдаться? Какие слова найти? Долгорукий ничего не спросил, они вместе отслужили панихиду, вместе сели за поминальный стол, и только тогда князь Юрий сказал Святославу:» Не тужи о сыне моем, если того Бог отнял, то другого сына тебе пришлю» и не дожидаясь пока Святослав придет в себя, изложил ему свой замысел: «Воевать Киев вместе», у Святослава там были свои счеты, ведь в Киеве недавно погиб его брат и он хотел мести, а Юрий как и прежде, хотел получить золотой киевский престол, ни больше ни меньше… Поодиночке у них не хватало сил, но вместе - они справятся.

ПОХОД ЮРИЯ НА КИЕВ

-6

В это время князем Киевским был Изяслав, внук Мономаха, он правил на законных основаниях по завещанию своего великого деда, но Юрия это не смущало, как и то, что Изяслав приходился ему племянником. С Долгоруким шли четверо сыновей со своими полками и Святослав с братьями, на стороне Изяслава киевского кроме родных братьев и большого отряда половцев были перееславские полки, однако, Юрий успел провести с ними решающие переговоры и в решающий момент сражения перееславцы внезапно остановились, они сели на щиты и заявили, что»не поднимут руку на Долгорукого, на сына Мономахова, увидев это, из битвы вышли другие союзники Киева, половцы. Изяслав таким образом потерял в одночасье две трети своего войска, положение было безнадежно и он бежал. Дружина завязла в битве, почти все были порублены или взяты в плен, так что через Днепр Изяслав переправился с двумя спутниками. Вернувшись в Киев без войска и даже без дружины , Изяслав обратился к киевлянам: "Будете за меня биться?»

«Некому уже биться»,- ответили ему киевляне,-«отцы наши, братья и сыновья все избиты, ступай в свою волость, ты знаешь, нам с Гюрге не ужиться. Когда вернешься, увидев стяги твои, перейдем на твою сторону». Изяслав отправился в свои владения на Волынь, собирать новое войско, а Киев остался Юрию Долгорукому. Сколько лет Юрий представлял этот момент в ярчайших деталях, сколько лет он видел это во сне, и вот, сбылось, он входил в город своей мечты, торжественно, через золотые ворота, киевляне молча толпились вдоль улиц. Никто не приветствовал нового князя радостными криками, никто Юрия здесь не ждал. Киев открыл ему ворота только потому, что он был сыном Мономаха и только. Не прошло и года как Юрий успел основательно рассориться с киевскими боярами и народным вече. По обычаю князь, ступавший на золотой престол, заключал с киевлянами особый договор, в котором прописывались права и обязанности князя, Юрий же этого не сделал. Он не учел, что в Киеве, богатейшем городе, где сложилась мощная олигархия, привыкли к другим порядкам, и князь который, не считался со мнением бояр и вече, своенравных киевлян не устраивал. Тем временем к Киеву подошел Изяслав с большим войском, и тут выяснилось, что за Юрия никто сражаться не будет. «Иди к Суздалю, не можем с тобою быти»,- сказали ему киевляне. Это было хуже чем поражение на поле боя. Киев просто стряхнул его как сухой листок с плеча, так завершилось первое киевское княжение Юрия Долгорукого. Едва ли не все население Киева вышло навстречу Изяславу, чтобы сказать ему: «Гюрге вышел из Киева, ты наш князь». Зная упорство Долгорукого, Изяслав взял с него клятву никогда больше не пытаться силой захватить Киевский престол, причем клятва была принесена в церкви святых Бориса и Глеба, нарушить такую клятву было немыслимо.

Прошло четыре года, Юрий сидел у себя в Залесской земле, он старел, силы его покидали и его золотая мечта о Киеве была давно забыта. Он надеялся только на своего сына Андрея, он давно уже был правой рукой Юрия, фактически его соправителем, он и воевал за своего отца и вел переговоры от его имени, Андрей был гордостью и надеждой Юрия, его наследником. Юрий утешал себя мыслями, что коль скоро он сам успел побыть киевским князем, его сын Андрей теперь имеет право продолжить борьбу за Киев, когда Изяслав отойдет в мир иной. Во двор влетел гонец на взмыленой лошади, растолкав охрану он ворвался в княжеские покои, весть была спешной: «Князь Изяслав киевский, разболевшись сильнои умре».

Юрий встал, опрокинув стол, и прямо по доскам пошел, как-будто собирался сразу дойти до самого Киева. Он остался последним из сыновей Мономаха, и его право старшинства уже не отнимет никто. Князь специально подгадал так, чтобы войти в город в вербное воскресенье, его приход был подобен входу Христа в Иерусалим и князь Юрий со всей торжественностью вокняжился в Киеве на этот раз насовсем. Теперь-то он твердо знал, что Киев- его вотчина, неотъемлемое владение, которое перейдет по наследству к его любимому сыну Андрею. Прошел ещё год, Юрий Владимирович сильно постарел, ему перевалило за шестьдесят. Из-за пристрастия к шумным пирам и обильной еде он страдал от чрезмерной полноты и одышки. Он получил всё что хотел, но счастливым так и не стал. И только во хмелю Киев представлялся ему таким, каким он мечтал, этот город не был местом где его бы любили, в жизни быть князем киевским означало пребывать в постоянном напряжении, лавировать между боярами вечем и князьями-соперниками. Положиться он мог только на сына Андрея. Он приехал в Киевна радость отца и несколько месяцев провел в там , Долгорукий словно вышел из глубокого похмельного омута: когда сын рядом и умереть не страшно, передав престол в надежные руки. Но наступил день когда Андрей пришел к отцу и попросил отпустить его домой, в Суздаль, казалось, он только и приехал для того, чтобы отказаться о киевского престола, для Юрия это был удар, ведь он потратил всю свою жизнь на то, чтобы овладеть киевским престолом, Юрий не мог понять, как можно было добровольно отказаться от стольного града, но Андрей заявил, что Киев ему не нужен, ни его богатство ни его слава от которой ныне оставался один только морок, настоящее величие стольного града было в прошлом, а ему, Андрею нужна была власть не призрачная, а реальная. Много лет он служил отцу верой и правдой не щадя себя, до тех пор пока отец не занял вожделенный киевский престол, теперь же его сыновний долг был выполнен. Долгорукий отказался благословить сына на возвращение в Суздаль, Андрей, не сказав ни слова поклонился в пол и ушел, Юрий даже не смог его остановить. С отъездом сына для Юрия все внезапно потеряло смысл. Его сын, его надежда и гордость покинул его, оставил одного. Юрий остался один на один с Киевом, городом его мечты, который его не жаловал. Со временем бояре и горожане становились все более недовольными, и уже готов был вспыхнуть очередной киевский бунт, но не успели. 15 мая 1157 года по словам летописца: «Юрий Киевский с горя упихся без меры и от сего пития разболеся и умре».. Возможно, Долгорукий был отравлен, его похоронили с крайней поспешностью буква, спустя несколько часов после смерти. И в тот же день киевляне разгромили обе княжеские резиденции: городскую и загородную.

НАСЛЕДИЕ ЮРИЯ ДОЛГОРУКОГО

На протяжении сотен лет имя Юрия долгорукого почти не вспоминалось и только в сороковых годах двадцатого века накануне восьмисотлетия Москвы, было принято решение вернуть Долгорукого в народную память, сделав его главным героем московского юбилея, Тогда же был торжественно заложен памятник основателю Москвы. В Киев отправились археологи и антропологи, чтобы по останкам Долгорукого воссоздать его скульптурный портрет, но в предполагаемом месте захоронения останки князя обнаружены не были, не найдены они и до сих пор. Итак, эпоха киевской Руси уже подошла к концу, в далекой «лесной» стране росли созданные Долгоруким новые города, где стояли белокаменные храмы, красивей которых не было во всей Руси. Именно Юрий Долгорукий сделал

Ростово-суздалсьское княжество центром русских земель, открыл новую стезю развития России, ну а сам двинулся по старой дороге на юг, в сторону Киева, который терял своё величие.

Сын Юрия Долгорукого КНЯЗЬ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ

-7

Новым путем на север пойдет князь Андрей, а вслед за ним вся русская история. Он был полной противоположностью своего отца, он был миролюбив и рассудителен, обладал редким даром красноречия, умел убеждать людей и неизменное впечатление на всех производила его искренняя набожность.

С юности Андрей был лихим воином, сказывалась кровь его матери, половецкой княжны, он сражался всегда в первых рядах. И в пылу битвы, бывало, заходил так далеко, что мог легко оторваться от своих соратников. В битве под Луцком молодой князь бросился в бой так стремительно, что его дружина сильно отстала и Андрей сгоряча в одиночку влетел во вражеский отряд. Изнемогая в тяжелой битве Андрей уже и не надеялся остаться в живых, его конь был изранен вражескими копьями одно из которых воткнулось прямо в луку седла. Из последних сил конь вынес князя к своим, после чего упал замертво. Подоспевшие слуги оттащили Андрея от схватки и с трудом сняли с Андрея его помятый от ударов доспех, под которым все тело оказалось сплошным кровоподтеком. Когда князь пришел в себя, первым делом он велел разыскать погибшего коня и похоронить с почестями, подобающими герою.

Андрей не любил шумных пиров, зато с наслаждением вникал в тонкости церковной службы. Деньги он предпочитал тратить на украшение храмов и богословские книги. Отдыхал он не с дружиной, а с семьей. Князь женился не по своему выбору, а по воле отца. Юрий Долгорукий отдал ему в жены дочь убитого им боярина Степана Кучки, по преданию её звали Улита.

Все в Суздале знали, что князь Андрей очень любит свою княгиню. Во время тяжелых родов жены он отправился в церковь, был праздник Покрова пресвятой Богородицы. Упав на колени перед иконой Божьей матери, князь искренно молился. Потом он омыл святой водой чудотворную икону, собрал капли в скляницу и отнес своей жене. Выпив этой воды княгиня благополучно родила.

Огромный караван размеренно двигался по размытым дождями дорогам, весь княжеский двор с чадами и домочадцами, челядью и дружиной. Словно некий малый народ совершал поход в землю обетованную. Князь Андрей уходил в свою отчину в ростово-суздальское княжество, место где землепашцы не измучены вечным страхом войны и разорения. Здесь он будет настоящим хозяином своей земли. Много лет назад так же уходил в Залесье его отец Юрий Долгорукий, против своей воли, с тяжелым сердцем. А князь Андрей шел легко и радостно, ведь он возвращался домой. Перед ним несли чудотворную икону Божьей матери, которую князь Андрей самочинно забрал из Вышгорода вместе с родовой реликвией, мечом святого князя Бориса. На берегу Клязьмы в десяти верстах от Владимира, кони, впряженные в возок с иконой, встали как вкопанные, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Андрей расценил произошедшее как волю Пресвятой богородицы. Он велел отслужить перед иконой молебен после чего горячо молился в своем походном шатре. И явилась ему Пресвятая Богородица и сказала ему: «Не хощу да образ мой несеши в Ростов, но во Владимире постави его». На месте чудесного явления Андрей поставит церковь рождества Богородицы, а позже и свою резиденцию Боголюбово. Столицу княжества он перенесёт во Владимир, где с тех пор и будет пребывать чудотворная икона Богоматери. Владимирская икона Божией матери-самая ранняя и почитаемая икона русской церкви-это общепризнанный шедевр мировой живописи, создана в 12-ом веке в Константинополе, как список с иерусалимской иконы написанной, по церковному преданию, евангелистом Лукой при жизни самой Богородицы. В конце 14-ого века для защиты города от Тамерлана владимирскую икону перенесли в Москву, Тамерлан без видимых на то причин внезапно прервал поход и ушел, там где состоялась встреча, то есть Сретение иконы, был построен сретенский монастырь а позже, улица Сретенка, по преданию Владимирская икона ещё дважды спасала Москву от татарского нашествия, ныне икона находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее почитается как защитница всей русской земли. Первое время князь Андрей жил в Залесской земле как частное лицо, он переселился против воли отца, который в своё время поставил суздальским князем другого сына. Но когда Юрий Долгорукий умер, Ростов и Суздаль собрали всенародное вече и вопреки всем завещаниям сами пригласили Андрея на княжение.4-ого июля 1157 года в Ростове состоялась торжественная интронизация Андрея Юрьевича. И Ростовцы искренне радовались этому, они любили своего князя за его добродетель и набожность, но прежде всего за то, что он предпочел их землю стольному граду Киеву. Андрей даже не попытался вступить в очередной раунд битвы за великокняжеский престол, за следующие десятилетия в Киеве власть поменялась семь раз, всё это время Андрей Юрьевич спокойно и обстоятельно отстраивал и украшал свою новую столицу Владимир. По летописным данным город Владимир на Клязьме был основан в 990 году Владимиром Крестителем, однако археологические следы указывают на 11058 год, основатель Владимир Мономах. Андрей Боголюбский почти втрое увеличил город Мономаха. Входом в город служили семь каменных ворот, главные монументальные золотые и Серебряные ворота соединялись центральной улицей. При князе Андрее по Владимире и окрестностях было построено около тридцати храмов, в основном деревянных. Из белого камня, был возведен грандиозный Успенский собор, высотой превосходящий как Софию киевскую, так и Софию новгородскую*

__________________________________________________________________________

  • прим. Автора Имеется ввиду Софийский собор

В начале 15-ого века его стены украсят фресками великие иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. В конце 15-ого века он послужит образцом для Успенского собора московского кремля. Золотые ворота были построены русскими зодчими всего за шесть лет, когда строительство подходило к концу князь торопил мастеров, желая открыть ворота в праздник Успения Богородицы. И вот, наконец, леса сняли. Весь Владимир собрался посмотреть на «княжеское чудо» На гигантских кованых петлях крепились мощные створы, покрытые золоченой медью, их нестерпимый блеск поражал воображение, но известь держащая петли не успела высохнуть, в связи с чем петли вырвались из стены и гигантские створы рухнули, накрыли собой 12 человек. Князь Андрей, узнав о трагедии пришел в ужас, ведь это его спешка стала причиной гибели невинных людей. Перед Владимирской иконой на коленях он молился о душах погибших, а в это время строителям удалось приподнять упавшие ворота, из-под которых выбрались все 12 человек целые и невредимые. Центром земли обетованной князя Андрея его личным раем стало Боголюбово- место, любимое Богом. Двухэтажный княжеский дворец из белого камня соединялся крытыми галереями с церковью Рождества Богородицы. За десять лет возникшая буквально в чистом поле княжеская резиденция стала полноценным городом с постоянным населением, торгово-ресмесленным посадом и белокаменными стенами. Князь Андрей потому и получил прозвище Боголюбский, что проводил в своей резиденции практически все своё время. Отсюда он почти единолично управлял своими землями. Но пока рос и процветал Владимир, ситуация в других землях княжества постепенно накалялась. Старые города, такие как Ростов и Суздаль, не хотели признавать новую столицу. Ростовцы возмущались: «Князь не появляется на вече, ему до нас нет никакого дела », такой князь их не устраивал, а претенденты на его трон имелись к тому же вполне законные. Здесь, в суздальской земле, жили четверо его сводных братьев, любой из них не отказался бы взойти на престол. Дальше так продолжаться не могло. Для князя Андрея пришло время решительных действий. Толпа на вечевой площади Ростова волновалась и глухо шумела. Князь Андрей соблаговолил явиться на вече, у горожан было, что ему сказать. Князь встал, толпа затихла, сейчас начнется самое интересное, думали все, князь будет оправдываться или раздавать обещания и тогда вече выскажет ему своё к нему отношение. Но князь говорить не стал, он спустился с помоста в самую гущу разъяренной толпы, он шел в разъяренную толпу совершенно бесстрастно, будто площадь была пустой. Мнение вече его больше не интересовало, ведь все решения он уже принял сам. С боярской оппозицией Андрей разобрался быстро и жестко: Старых болтунов выгнал прочь, а молодых бунтарей бросил в темницы, а братьев отправил в Царьград к своему родственнику, греческому императору, не преминув при этом напомнить как в подобных случаях поступали его предшественники(имея ввиду физическое устранение, ослепление, в лучшем случае тюрьма или насильственный постриг. Из старой знати рядом с Андреем остались только самые верные сподвижники и родичи- братья его жены: Яким и Петр Кучковичи. В противовес боярам Андрей сделал ставку на новую аристократию, служилую, лично преданных ему людей из числа младших дружинников, которые зависели от милости князя, поэтому их и называли «милостниками», впоследствии именно из них вырастет опора русского самодержавия- дворяне. Князь Андрей считал себя не просто правителем, но автократом, то есть самодержцем Владимиро-суздальской земли, и он намеревался как можно шире распространить своё влияние. Он начал череду военных походов. Сначала на волжскую Булгарию, эта победа принесла ему контроль над средней Волгой. После этого Боголюбский начал войну с Новгородом, самый богатый на Руси и один из крупнейших в Европе торговый город зависел от поставок продовольствия из других земель. Андрей запер город в хлебную блокаду, вынудив город сдаться, а на княжение в Новгороде посадил своего младшего сына, но перед этим Андрей отправил огромное войско на Киев. Княжеские битвы за столицу всегда проходили у стен города, но в этот раз Киев впервые был взят прямым штурмом, как некий вражеский город в чужой стране. Киевские храмы, в которых некогда истово молился боголюбивый князь, теперь грабились и сжигались его же воинами. В Киеве Андрей так и не появился. Он поставил на княжение своего родного брата, а сам, получив титул великого князя, остался во Владимире. Это был переворот в русской политической истории, ведь отныне титул великого князя был отделен от киевского престола. Таким образом, под контролем великого князя Владимирского оказалась почти половина Руси. .Наведя порядок стальной рукой, и вернувшись домой, князь Андрей не узнал свой земной рай, там поселился страх. Те, кто знал Андрея двадцать лет назад теперь видели перед собой другого человека. Впрочем, рядом с ним теперь не было почти никого, кто знал его прежде: трое сыновей и все его родные братья были мертвы, а со своими былыми сподвижниками он расправился сам, те же, кто остались с ним рядом, боялись поднять на него свои глаза. По ночам князь Андрей тайно приходил в собор, сам зажигал свечи и у Владимирской иконы со слезами каялся в своих прегрешениях и молил о прощении, он молился до самого утра. Нестерпимая боль в шейных позвонках не позволяла склонить голову. Пытаясь искупить свои грехи, князь Андрей бесконечно раздавал милостыню, на свои личные средства он кормил нищих по всему Владимиру, не гнушаясь даже прокаженными. Он помогал увеченным, число которых увеличивалось в связи с походами и грандиозными стройками. В большом количестве он отправлял еду для больных и заключенных. А ведь прежде во Владимире не было столько тюрем. Князь сам построил их для непокорных и несогласных. Он сам загнал себя в этот тупик, сам выстроил вокруг себя стены, сложенные страхом, скрепленные угодничеством, теперь он не верил никому и всех подозревал. Единственным преданным ему человеком оставался его слуга Прокопий, находившийся при князе неотлучно. Те, кто в ту ночь пробирался по проходам дворца это знали, они вообще знали все про князя.

ПОКУШЕНИЕ НА АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО

-8

Яким и Петр Кучковичи, сыновья некогда казненного Юрием Долгоруким, Степана Кучки, много лет входили в ближний круг Боголюбского. Накануне князь, узнав о воровских делах Якимова родственника, велел его казнить, и остальные испугались, ведь они тоже были в доле и не сегодня- завтра князь доберется и до них. Составился заговор. Ключник князя Андрея Анбал Ясин незаметно выкрал из усадьбы Боголюбского заветный меч, некогда принадлежавший Святому Борису. Для храбрости заговорщики сначала спустились в винный погреб, подкрепившись хмельным медом, отправились к князю. Петр потерся о дверь опочивальни, приговаривая тонким голосом: Господине, это я, Прокопий, но князь даже спросонок распознал обман: «О, нет, парубче, ты не Прокопий», заговорщикам оставалось только ломать дверь. Князь Андрей бросился за своим мечом, но ножны были пусты. Убивали его долго, князь был очень силен и даже безоружный яростно сопротивлялся. В 2007 году антропологи, исследовавшие останки Андрея Боголюбского, обнаружили следы множественных тяжелых ранений, левая рука была разрублена от плеча до кисти в десяти местах, были также обнаружены рубленые повреждения бедер и берцовых костей, в двух местах пробит череп. Как минимум три удара вызвали фонтанирующее кровотечение. Судя по характеру повреждений, они были нанесены профессиональными военными, но с явными нарушениями координации, также экспертиза показала, что лишь один удар был нанесен спереди, а все остальные наносились в спину лежащему. Когда убийцы сочли его мертвым, то вновь отправились в винный погреб. Истекая кровью, Андрей Юрьевич сумел выбраться из опочивальни, и даже каким-то образом спустится вниз, но под лестницей его силы подошли к концу. Ему оставалось несколько мгновений для молитвы: «Господи пусть совершал я при жизни немало злого, но даруй мне отпущение грехов, и сподоби меня недостойного принять конец сей как принимали святые мужи». Его нашли по следам крови на белокаменной лестнице. Добив князя убийцы, сорвали с него одежды, вытащили обезображенное тело во двор и бросили на съедение псам. В ту страшную ночь »земной рай» князя Андрея превратился в ад, все население Боголюбово словно обезумело, сначала они разгромили княжеские палаты, потом дома княжеских управителей и мастеров, а потом все дома богачей. Всеобщее безумие смогли остановить только священники, которые вышли с крестным ходом на улицы города, все это время князь Андрей оставался неотпетым и не погребенным. Церкви Боголюбово закрыли свои двери для того, кто их построил и украсил. Лишь спустя несколько дней один из священников совершив обряд отпевания, вложил тело князя в каменную гробницу. Андрей Юрьевич был похоронен в Успенском соборе Владимира,4-ого июля ровно в тот день, когда семнадцать лет назад он взошел на владимирский престол. Спустя пятьсот лет он будет канонизирован русской церковью и 4- ое июля станет днем памяти святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Его отец Юрий Долгорукий цеплялся за прошлое, в то время как князь Андрей устремился в будущее так быстро, что, казалось, обогнал время. Он строил храмы, которые навека станут эталоном русской архитектуры, и строил политическую систему, к которой страна придет только спустя столетия, как некогда на поле битвы он оторвался слишком далеко от своих современников, так, он оторвался от своей эпохи не готовой принять его самовластие и он поплатился за это жизнью.

Но остался последний резерв, который князь Андрей берёг много лет- самый младший единокровный брат Всеволод. Когда-то Андрей отправил его с матерью и братьями в Константинополь, подальше от возможных усобиц. Когда Всеволоду исполнилось 15 лет, он, единственный из братьев вернулся по своей воле, чтобы служить князю Андрею. После смерти Андрея Боголюбского именно его брат Всеволод сумеет преодолеть все неурядицы и распри, собрать заново земли Владимирского княжества и присоединить к нему новые. Князь Всеволод Юрьевич Большое гнездо будет править 36 лет, в два раза дольше, чем его старший брат и это время станет рассветом Владимирского княжества, которое теперь официально будет именоваться Великим.