В России вопрос о том, как мобилизовать войска, возник только тогда, когда был осуществлен переход от армии, содержавшейся в мирное время в том же численном составе, что и в военное, перешли к армии, имевшей в спокойные дни лишь кадр для военного состава и запас обученных людей для развертывания частей войск по штатам военного времени.
В 1-й половине XIX века кадрами (фр. Cadres – рамка) назывались офицеры, унтер-офицеры и фланговые ряды, необходимые для составления основы полка, батальона или другого войска, для правильного его разделения на тактические части, и управления его действиями .
Кто желал иметь хорошие войска, тот, прежде всего, должен был озаботиться о составлении хороших кадров, дать им свойственное с потребностью устройство, усовершенствовать их в знании обязанностей службы и укоренить в них строжайшую дисциплину. Влияние кадров на дух и тактическое состояние войск чрезвычайно велико; они составляли так сказать нервную систему военного тела, душа которого был начальник. С неблагонадежными, нетвердыми в своем деле кадрами никакое войско, при самом пламенном желании, не могло произвести ничего важного. Поэтому народные ополчения никогда еще не соответствовали ожиданиям, когда они не были поддерживаемы регулярными войсками, или не управлялись заблаговременно приготовленными кадрами.
В древности, может быть, еще более понимали важность хороших кадров. В персидских, греческих и римских армиях относительное число кадровых людей было гораздо больше, ибо на каждые 8, 10 или 16 человек, составлявших ряд, приходилось по 2 начальника: Лохагос и Урагос у греков, Декурион и Поддекурион у римлян. То же самое наблюдалось и в Средние века, в полках ландскнехтов и рейтаров, в которых, при тогдашнем глубоком строе, передние и задние шеренги, а равно и фланговые ряды, всегда составлялись из надежнейших рядов. Они не составляли, подобно унтер-офицерам, особый класс начальников, исполняли одинаковую службу со своими товарищами и получали только двойное жалование (Doppeldsoldner, gens a double paye).
Сила кадров зависела от силы войска, для которого они назначались, от его образа сражаться, тактического образования и даже от его характера. В старых, опытных войсках, достаточно было иметь на 10 - 15 рядовых по одному унтер-офицеру и на 40 – по одному обер-офицеру. При сформировании новых войск, сверх этого, следовало положить, по крайней мере, еще по одному солдату на пять новых.
Кадровой системой называлось такое состояние армии, в котором большее число нижних чинов увольнялось в отпуск или отставку, тактическая же организация войск оставалась той же самой, как и в полном комплекте. При переходе от кадрового в комплектное положение требовалось лишь пополнить ряды отпускными или рекрутами. В кадровое состояние войска приводились лишь в мирное время, для сбережения издержек и не вредя составу армии.
Такой переход в России к кадровой армии был осуществлен лишь в 1834 году. Петр Первый с преобразованием армии ввел пожизненный срок службы; Екатерина II в 1793 году сократила его до 25-ти лет. Всю свою службу, до увольнения в запас, нижние чины должны были нести под знаменами. Запаса обученных военному делу людей не было, а армия комплектовалась и пополнялась в военное время рекрутами, поставляемыми населением по рекрутской повинности. Части войск содержались в мирное время почти всегда в том же численном составе, как и в военное.
****
В день открытия памятника старшему брату, Императору Александру I на Дворцовой площади (Александровская колонна) 30 августа 1834 года, Николай I своим указом установил увольнение нижних чинов сухопутных войск в бессрочный отпуск ранее выслуги ими общих сроков службы и тем самым положил начало образованию запаса армии .
Тем же указом была сокращена численность частей войск мирного времени по сравнению с военным, и армия мирного времени стала кадром для военного состава.
Для служащих во флоте бессрочный отпуск был установлен спустя два года, 22 июля 1836 года . Право увольнения в бессрочный отпуск нижних чинов, уроженцев Царства Польского, Всемилостивейшее дозволено 10 января 1838 года .
Правом на бессрочный отпуск могли воспользоваться только те нижние чины, которые прослужили беспорочно 20 лет на действительной службе. Эта действительная служба разделялась так: 15 лет нижние чины служили в действующих войсках, а последние 5 лет – в резервных батальонах своих полков. Такое увольнение преследовало двоякую цель: во-первых, оно служило наградой достойно прослужившим нижним чинам, и во-вторых, оно сближало их с семьями, не ослабляя силы войска в случае надобности.
В действительности, кроме этих двух причин была и третья, о которой в указе не сказано прямо, но которая видна из следующих далее статей указа.
С объявлением войны отпускные призывались вновь на службу Высочайшими указами Военному Министру и частью составляли запасное войско, а частью поступали прямо на усиление действующих войск. Это давало возможность не содержать в мирное время в этих войсках некоторого штатного числа нижних чинов, и в каждом действующем пехотном полку было убавлено в мирное время по 200 человек нижних чинов, в кавалерийском полку – по 80 человек, и в артиллерийской бригаде – по 40 человек, с тем, чтобы это число пополнялось с объявлением войны призывом на службу отпускных. Если принять, что в каждом пехотном полку было от 3-х до 4-х тысяч человек по штатам военного времени, а в каждом кавалерийском полку около 600, то кадры по этому расчету составляли 90 – 95% военного состава.
Высочайшим приказом от 5 июня 1835 года во всех действующих батальонах пехотных и егерских полков убавлено еще по 50 человек; всего же в полку – по 200, итого с прежде убавленными по 400 .
Остальные бессрочно-отпускные шли на сформирование запасных частей: полубатальонов, полуэскадронов и полубатарей. Было предложено формировать с объявлением войны 109 запасных полубатальонов, 73 полуэскадрона, 27 пеших, 10 конных полубатарей и одну запасную саперную роту, причем запасные полуэскадроны и полубатареи формировались пешие, без лошадей. Командирами и офицерами в запасные части назначались старшие и младшие офицеры, находившиеся в продолжительных отпусках и составлявшие как бы запас офицеров армии.
Все запасные части в военное время составляли особую запасную армию. Положение о формировании из бессрочно-отпускных запасных войск состоялось 25 января 1842 года .
В случае повеления о приведении запасных войск в полный состав они получали рекрут и развертывались: полубатальоны в батальоны, полуэскадроны в эскадроны и полубатареи в батареи.
Запасные войска назначались: для занятия и содержания караулов в тех пунктах, которые оставались без гарнизонов за выступлением действующих и резервных войск, и для обучения рекрут с целью укомплектования ими резервных частей и пополнения убыли в армии.
****
9 мая 1836 года было Высочайше утверждено Положение о неприкосновенных запасах Комиссариатского ведомства , согласно которому для быстрого снабжения обмундированием и вооружением бессрочно-отпускных, поступавших в состав запасных полубатальонов, полуэскадронов и полубатарей, были учреждены особые запасы мундирных и амуничных вещей и оружия для каждого полубатальона на 500 человек, каждого полуэскадрона на 100 человек, для каждой полубатареи пешей на 150 человек и конной на 120 человек.
Для бессрочно-отпускных пограничных губерний, отправлявшихся прямо в войска 1-го, 2-го, 3-го, 5-го и 6-го пехотных корпусов, были учреждены такие же запасы в кругу расположения войск: для каждого пехотного полка на 200 человек, кавалерийского – на 80 человек и артиллерийской бригады – на 40 человек.
Запасы учреждались в следующих Комиссариатских Комиссиях: С.-Петербургской, Московской, Рижской, Виленской, Дубенской, Киевской, Балтской, Воронежской, Казанской, Симбирской и Тамбовской, и частью в округах Военного Поселения Кавалерии .
Эти неприкосновенные запасы хранились в комиссариатских складах, в особых кладовых, в нераскроенном виде и тотчас после объявления войны высылались или сдавались в действующие полки и в запасные части. По получении материалов бессрочно-отпускные немедленно приступали к шитью вещей.
По миновании надобности запасные войска расформировывались также Высочайшими повелениями.
Для увольнения нижних чинов в бессрочный отпуск был назначен постоянный срок: сначала 1-е сентября, а с 1835 года – 1-го января каждого года. В военное время увольнение в отпуск могло быть приостановлено Высочайшим повелением.
Впервые идея запасных частей выразилась еще в середине XVIII века в следующем: от каждого полка, выступавшего в военный поход, оставались 2 роты для обучения рекрутов и пополнения ими своего полка. Однако эти меры не привели ни к каким решительным результатам, и в течении 1-й турецкой войны 1768-1774 годов рекруты поступали прямо в действующие войска, где и гибли массами, по причине непривычных для них тягот военного времени.
Во время 2-й турецкой войны 1787-1791 годов был испробован другой способ: 4 мушкетерских полка весь свой состав отдали на укомплектование других полков, а сами были отправлены в тыл (Кременчуг), где и укомплектовывались до штатного своего состава. Затем их сменили следующие полки, точно также уступившие свой состав на комплектование других.
В 1791 году были сформированы уже особые запасные батальоны, но к 1796 году они послужили кадрами формирования новых частей, и вопрос о запасных пехотных частях остался открытым .
КАДРОВАЯ АРМИЯ В РОССИИ
23 февраля 202323 фев 2023
156
7 мин
Взгляните на эти темы