Сейчас имя художника Алексея Гавриловича Венецианова мало известно широкому кругу обывателей. Его смогут назвать лишь искусствоведы да люди, увлекающиеся искусством и живописью. Однако было, когда его картина «На пашне. Весна» была известна очень многим, ведь на протяжении долгого времени она изображалась на школьных учебниках литературы. Поэтому каждый ученик видел её изображение.
Алексей Венецианов родился 18 февраля 1780 года в Москве. Его предки были обрусевшими греками, переехавшими в Россию в 1730-х годах. Родители Алексея занимались торговлей, продавали плодовые кустарники и цветы, а также картины. По всей видимости, постоянное наблюдение за живописными полотнами и послужило толчком, побудившим его стать художником. С малых лет он рисовал с картин и делал карандашные портреты своих товарищей.
В 1807 году Алексей Гаврилович поступил на службу в канцелярию директора почт. В свободное время он ходил в Эрмитаж и там изучал живопись, а вскоре познакомился и сблизился в Владимиром Боровиковским, став одним из учеников талантливого портретиста.
Он не учился в Академии художеств, а постигал все азы мастерства самостоятельно. Уже в начале XIX века он стал писать портреты современников. Молодой талант не мог быть не замечен профессионалами, и уже в 1811 году А.Г. Венецианову было присвоено звание академика. Для этого ему необходимо было написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К.И. Головачевского. Венецианов выполнил не просто портрет, а целую композицию, изобразив инспектора в окружении воспитанников, олицетворявших живопись, скульптуру и архитектуру.
В 1819 году титулярный советник Алексей Венецианов, к этому времени служивший землемером Ведомства государственных имуществ, ушёл в отставку. Он уехал из столицы, поселившись в Вышневолоцком уезде Тверской губернии в своём имении, состоявшем из двух деревень – Сафонково и Тронихи.
Именно жизнь в деревне дала художнику богатый материал, открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. Именно здесь он написал картины, посвящённые простому крестьянскому быту, которые и прославили его имя. В начале 1820-х годов он написал картины «Гумно», «Чистка свёклы», «Утро помещицы», «Спящий пастушок».
А затем была вершина его творчества – картины «На пашне. Весна» и «На жатве лето». На выставке 1824 года в Петербурге его работы были тепло приняты современниками. Вот что говорили о Венецианове: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему…»
Ещё в Петербурге Алексей Венецианов начал передавать свой опыт молодым художникам. Но именно в Тверской губернии вокруг него начали объединяться талантливые живописцы. За 20 с лишним лет он воспитал более 70 художников (причём некоторые из них были крепостными крестьянами), что в итоге послужило формированию венециановской школы. Одним из его учеников стал Григорий Сорока, человек талантливый, но с трагической судьбой. Однако основав собственную школу, Венецианов так и не стал профессором Академии художеств.
В последующие годы Венецианов продолжал писать. Это были портреты и жанровые картины, но почти все они были посвящены крестьянской жизни и крестьянскому быту. «Жнецы», «Крестьянские дети в поле», «Крестьянка с васильками», «Первые шаги» – это лишь небольшой перечень его работ.
В 1830 году Алексею Венецианову присвоено звание императорского живописца с ежегодным жалованием, а также он был награждён орденом Святого Владимира. Но затем наступила чёрная полоса – смерть жены, оставившей на попечение двух малолетних дочерей, болезнь и упадок в хозяйстве, в следствие чего имение в Сафонково пришлось заложить в опекунском совете. Всё это на некоторое время выбило художника из колеи.
К счастью, всё обошлось. В 1840-е годы Венецианов напряжённо и плодотворно работает. Его картинам этого периода «Спящая девушка», «Гадание на картах», «Девушка с гармоникой», «Крестьянская девушка за вышиванием» присущи большая насыщенность, пестрота и декоративность.
Жизнь Алексея Гавриловича Венецианова трагически оборвалась 16 декабря 1847 года. Он погиб в результате дорожно-транспортного происшествия. Да-да, именно в результате ДТП. Казалось бы, что ещё до внедрения автомобилей должно пройти ещё 40 лет. Так что же произошло в тот, день ставший последним днём в жизни художника.
В этот день Венецианов выехал в Тверь, где должен был показать эскизы икон для одной из тверских церквей. Под гору лошади вдруг понесли, кучер выпрыгнул из саней, а Венецианова, запутавшегося в вожжах, лошади притащили в имение Милюковых Поддубье уже мёртвого.
Здесь существует несколько версий и вариаций. В одних источниках пишут, что Венецианов управлял санями сам. Некоторые утверждают, что он погиб, ударившись головой о верстовой столб, когда высунулся из кибитки.
Вот что об этом событии рассказывала Александра Алексеевна Венецианова, дочь художника. «Кучер потерял силы удерживать лошадей, его первого сбросило на дорогу, и он, лёжа, видел, как повозку свалило на бок и батюшка имел духу, схватил вожжи, когда тройка неслась, потом сваливает батюшку не совсем на дорогу, но, волоча его и ударяя обо что встречалось, и, наконец, сбросив так, что он остался на дороге без дыхания».
Этот подробный рассказ был передан кучером Агапом, который и управлял санями. В этой истории смущает только один эпизод. Почему Венецианов так сильно запутался в вожжах, что не смог выпрыгнуть из саней. Был ли это несчастный случай или предумышленное убийство?
Для рассмотрения второй версии нужно немного отмотать историю назад. За несколько лет до трагического события в Вышневолоцком уезде разгорелся скандал, в котором были замешаны сам Венецианов, его приказчик Ларион Дмитриев и дворовая женщина Елена Никитина. В 1843 году Ларион осмелился на невиданный по тем временам шаг – написал на имя губернатора жалобу на своего хозяина. В ней он обвинял дворовую девку Елену Никитину в том, что она находилась в недозволенной связи со своим помещиком (то бишь Венециановым), который к тому времени уже был вдовцом. Никитина, почувствовав себя хозяйкой, стала третировать дворню, в том числе и самого Лариона.
На полученную жалобу губернатор поручил разобраться в ситуации уездного предводителя вышневолоцкого дворянства. Результат не заставил себя ждать, приказчика заключили в острог и осудили «за бродяжничество и несправедливую жалобу на помещика своего». Приговорён он был к наказанию плетьми, после чего… возвращён Венецианову. Последний же отделался от своего бывшего приказчика легко и просто – отдал его в солдаты.
Вернувшись к злополучному декабрьскому дню 1847 года, можно задаться вопросом – почему кучер Агап выпрыгнул из саней и тем самым остался жив? Почему спокойные лошади вдруг вышли из-под контроля? Да и очень странно, что Венецианов настолько сильно запутался в вожжах, что его тело лошади волокли ещё несколько вёрст. Все эти странные нестыковки создают почву для умозаключения касательно злого умысла с целью мести. Кучер Агап и приказчик Ларион были знакомы, дружили, а может даже были родственниками. Почему бы не совершить сельскую месть в отношении «злого» помещика и его фаворитки. А может быть и сам Агап имел зуб на барина.
Но это всё предположения. Истину уже установить не удастся, а результат всё равно будет один – гибель замечательного талантливого художника.
Спустя несколько дней после гибели Алексея Гавриловича Венецианова похоронили на сельском кладбище Дубровского погоста. В 1980 году деревня Дубровское была переименована в село Венецианово (сейчас это деревня на территории Удомельского городского округа Тверской области).
Прошло уже больше 150 лет со дня гибели Венецианова, и пусть далеко не всем, но его имя всё же известно. Его картины, украшающие залы Третьяковской галереи и Русского музея, ежегодно их видят сотни тысяч посетителей. Но хотелось бы, чтобы люди, которые видят картину «На пашне. Весна» также могли бы с лёгкостью назвать и имя её автора – Алексея Гавриловича Венецианова.
Алексей Мошков
P.S. Если Вам было интересно, не забывайте поставить лайк и подписаться на канал. Я буду писать ещё.