Найти тему
Культур-трегер

Какие странности и курьезы были на свадьбе Феликса и Ирины Юсуповых

Когда вспоминают свадьбу Феликса Юсупова и Ирины Романовой, то обычно представляют себе хлебосольное торжество с непременным широким застольем, весельем до утра и т.п.

Однако если посмотреть на то, что происходило на этой свадьбе в действительности, то она покажется довольно странной.

Для свадьбы любимой внучки императрица Мария Федоровна предоставила личную резиденцию в центре Петербурга - Аничков дворец,
Для свадьбы любимой внучки императрица Мария Федоровна предоставила личную резиденцию в центре Петербурга - Аничков дворец,

Начнем с того, что жених застрял в лифте Аничкова дворца в один из самых торжественных моментов, когда поднимался на венчание в церковь (храм находился на четвертом этаже дворца). Вот как сам Феликс Юсупов писал об этом инциденте:

Мое собственное прибытие красотой не блистало. Я застрял в старом тряском лифте на полпути к часовне, и императорская семья во главе с самим императором дружно вызволяли меня из беды.

Из глубины веков идут различные свадебные поверья, во многие из которых кто-то верит до сих пор: кто первым из молодоженов вступит на ковер? Не примерил ли кто-либо чужой обручальные кольца? и т.п.

В нашем же случае сам жених застрял между небом и землей на пути к алтарю! Чем не раздолье для примет и толкований?

Церковь во имя святого Александра Невского в Аничковом дворце. Фото 1890-х годов
Церковь во имя святого Александра Невского в Аничковом дворце. Фото 1890-х годов

Во время венчания произошел еще один курьез. В какой-то момент Ирина Юсупова уронила на пол церкви букет невесты, который откатился от новобрачных на приличное расстояние. Цветы подняла с пола и вернула невесте младшая дочь Николая II Анастасия.

Обряд венчания и поздравления молодых начался в 14-00 и длился около трех часов, после чего царская семья сразу же покинула Аничков дворец. Как вспоминал Феликс Юсупов, его супруга в этот момент уже была очень утомлена:

Очередь поздравляющих тянулась более двух часов. Ирина еле стояла.

Однако после того, как прозвучало последнее поздравление в Аничковом дворце, молодые немедленно уехали в Юсуповский дворец на Мойке, где поздравления повторились в несколько меньшем масштабе:

Затем мы поехали на Мойку, где уже ожидали мои родители. Они встретили нас на лестнице, по обычаю, хлебом и солью. Потом пришли с поздравлениями слуги. И опять все то же, что в Аничковом.

А в 19-00 новобрачных уже ожидал личный комфортабельный вагон и поезд, отправляющийся в Париж (далее были Египет, Иерусалим, Италия, Англия и Германия).

Получается, что во дворце на Мойке Ирина молодые едва ли успели переодеться, как уже нужно было бежать на вокзал.

По сути, у Феликса с Ириной, кроме обряда венчания и поздравления гостей, вообще не было свадебного торжества в традиционно понимаемом широком хлебосольном стиле.

Свадебная фотография Ирины Юсуповой, февраль 1914 года.
Свадебная фотография Ирины Юсуповой, февраль 1914 года.

Конечно, и в Аничковым, и в Юсуповском дворцах были накрыты фуршетные столы, можно было подойти, выпить шампанского или вина, чем-то закусить. Но все это было как-бы между делом, второпях.

С учётом того, что уже после поздравлений в Аничковым дворце Ирина Юсупова чувствовала себя смертельно усталой, можно предположить ее состояние вечером, после всех этих "скачек" в течение дня.

Но почему Феликс с Ириной решили уехать в свадебное путешествие сразу же в день венчания (очевидным образом скомкав собственное торжество)?

Можно предположить, что это было связано с тем, что покои новобрачных во дворце на Мойке еще не были полностью отделаны, а молодые не хотели провести первую брачную ночь под одной крышей с родителями.

Но ведь можно было снять номер люкс в какой-нибудь фешенебельной гостинце, например, в Астории, а на следующий день спокойно уехать.

В общем, как я уже писал, по факту сценарий этой свадьбы выглядит довольно странным. Но кто принимал такое решение (и в чем его причина?), мы уже не узнаем.

Памятный веер со свадьбы Феликса и Ирины Юсуповых. В центре надпись: Аничковъ 1914 г.
Памятный веер со свадьбы Феликса и Ирины Юсуповых. В центре надпись: Аничковъ 1914 г.

В качестве эпилога к нашему рассказу можно привести слова генерала В.Ф. Джунковского, лично провожавшего молодых на вокзале:

Невеста была изумительно хороша собой, немного только миниатюрна, но личико у нее было прямо точеное. Жених был не особенно интересен и вообще был не симпатичен вследствие отсутствия в нем натуральности. Он был мало похож на мужчину, был чересчур женственен.