Найти тему
Типография МЕГАФЛЕКС

CMYK, Pantone или все вместе — какую цветовую модель выбрать, чтобы получить красочную этикетку

Оглавление

Задача заказчика – получить эффектную этикетку по разумной цене. Чтобы этого достичь, типография должна применить правильную технологию. Одним из ее элементов является выбор цветовой схемы и красок для печати. После прочтения статьи вы сможете разобраться, какую цветовую схему выбрать и на что это повлияет.

Что такое CMYK и чем он отличается от пантона

CMYK – это аббревиатура, означающая систему получения нужного цвета из четырех базовых цветов. Название дали их первые буквы – Cyan (голубой), Magenta (пурпурный), Yellow (желтый) и Key color (ключевой цвет, то есть черный). Смешивая их в нужной пропорции, можно получить любой цвет.

На практике при флексопечати это выглядит так. Материал проходит через секции печатной машины, на каждой из которых наносится один из базовых цветов. Краски накладываются друг на друга и в итоге получается нужное изображение. Система CMYK хорошо подходит для печати фотографий и иллюстраций.

3 базовых цвета плюс черный в итоге дают нужное изображение. Кстати, попробуйте посчитать, сколько в итоге цветов и оттенков получилось.
3 базовых цвета плюс черный в итоге дают нужное изображение. Кстати, попробуйте посчитать, сколько в итоге цветов и оттенков получилось.

Pantone – это схема, основанная на стандартизированных цветах (PMS или Pantone Matching Systems). Они определяются по каталогу компании Pantone, где каждый цвет имеет свой код. Эта система признана во всем мире.

Веер с цветами Pantone. Фото с сайта Pantone.com
Веер с цветами Pantone. Фото с сайта Pantone.com
Пример. Если у компании есть брендбук, то в нем предусмотрены фирменные цвета, обозначенные кодами из системы Pantone. Чтобы в любой типографии мира логотип можно было напечатать одинаковым цветом.

При флексопечати применение цветов системы Pantone выглядит так. Нужный цвет замешивается заранее по стандартному рецепту из базовых компонентов Pantone. Затем готовая краска заливается в нужную секцию печатной машины и затем окрашивает определенные области на этикетке.

Пример этикетки, напечатанной двумя цветами Pantone
Пример этикетки, напечатанной двумя цветами Pantone

Краски Pantone идеальны, когда:

  • нужно без искажений передать фирменный цвет бренда;
  • нужны особые цвета, которые не повторить системой CMYK (например, с металлическим или блестящим эффектом);
  • требуется нанести цвет на нескольких областей без потери однородности или насыщенности;
  • нужна особенная сочность, яркость и глубина цвета
В итоге, если 4 базовых цвета CMYK могут дать готовое изображение, то каждый пантон — это только один определенный цвет на этикетке.

C помощью пантонов также можно получить многоцветное изображение, только их потребуется больше — столько, сколько разных цветов в картинке. В отличие от базовых цветов CMYK, они не наносятся друг на друга. Зато изображение, сделанное красками Pantone, более яркое и насыщенное.

Пример этикетки, сделанной в типографии Мегафлекс исключительно цветами системы Pantone. На ней 6 разных цветов, плюс черный и плюс холодное тиснение серебром.
Пример этикетки, сделанной в типографии Мегафлекс исключительно цветами системы Pantone. На ней 6 разных цветов, плюс черный и плюс холодное тиснение серебром.

Выбор системы цвета влияет на цену этикетки

Когда речь об одном-двух цветах на этикетке, то все просто — нужно изготовить краску по каталогу Pantone и ею напечатать. Особенно, когда речь о цветах из брендбука. Так обычно быстрее и дешевле. Выбор появляется, когда нужно передать на этикетке многоцветное изображение.

В какой-то момент сложность изображения приводит к тому, что печать CMYK становится дешевле, чем пантон. Потому что краски Pantone изначально дороже, а также нужно использовать больше секций флексографической машины. Может получиться так, что секций не хватит и придется печатать этикетку в 2 подхода — часть цветов в один подход, а остальные — во второй. А на это нужно больше времени – себестоимость возрастает.

Многоцветный фоновый рисунок этикетки напечатан по системе CMYK
Многоцветный фоновый рисунок этикетки напечатан по системе CMYK
В большинстве случаев наши эксперты могут сделать так, что разницы в технологии не будет заметно. То есть, цвета у этикетки по системе CMYK будут почти такими же яркими, как если бы печатали только пантонами. В итоге решаем обе задачи — получаем нужный эффект по оптимальной цене.

Иногда бывает наоборот — выгоднее использовать один Pantone вместо четырех красок CMYK. Например, когда речь об однотонной плашке (фоновый цвет). Ведь каталог пантон охватывает большое количество цветов, поэтому там вполне можно найти подходящий и упростить производство, получив нужное изображение.

В этом макете серый фоновый цвет был изначально был записан дизайнером в системе CMYK, логично было перевести его в близкий P 431
В этом макете серый фоновый цвет был изначально был записан дизайнером в системе CMYK, логично было перевести его в близкий P 431

Обычно используются обе технологии

На этикетке есть места, которые должны быть залиты одним сплошным цветом. Например, фон, на котором написан текст. Также обычно есть однотонный элемент из брендбука, например, логотип. Для таких элементов правильнее использовать пантон. А для участков с изображением — CMYK.

Пример макета, где видны зоны для CMYK и Pantone
Пример макета, где видны зоны для CMYK и Pantone

Заказчик всегда в курсе, какие цветовые схемы использованы. Они также указаны в макете, который подписывается перед печатью.

-9

Почему важно понимать, какие цветовые схемы используются

Применение системы CMYK имеет как минимум две особенности.

Первая — цвета на областях этикетки, которые напечатаны по системе CMYK, сложно изменить в процессе печати. Потому что если, к примеру, изменить желтую составляющую, поменяются все цвета, где использован желтый.

А вот цвета, нанесенные пантонами, можно легко поменять без влияния на другие цвета на этикетке. Это можно использовать на приладке, если нужно что-то оперативно скорректировать.

Вторая — чтобы «запрограммировать», какие цвета будут напечатаны CMYKом, а какие пантоном, нужна допечатная подготовка. В нашей типографии есть такой отдел, который изображение разложит на нужные цвета, учитывая технологию и целевую цену этикетки.

В типографии Мегафлекс вам подскажут, какая цветовая схема лучше для вашей этикетки. А специалисты отдела допечатной подготовки адаптируют макет для печати флексографическим способом. Для консультации оставьте заявку на сайте mflex.ru или напишите на info@mflex.ru