Отвечает Сергей Третьяков , фаундер кондитерской и онлайн-школы Кондитория, ментор в foodtech, edutech.
Перечень вопросов достаточно обширный. Начну с того с чем НЕ нужно идти к ментору.
Не стоит идти за деньгами и инвестициями.
— Ментор может помочь с подготовкой проекта к питчу в инвестиционной среде.
— Может помочь подобрать стратега для продажи актива, может в своей записной книжке найти контакты инвест-сообществ, которым могут быть интересны ваши наработки.
— Так как ментор хорошо разбирается в своей бизнес-нише, он поможет снизить риски при вливании денег в проект.
Вот неполный список вопросов, с которыми стоит идти к ментору:
- Составление стратегии бизнеса
Это большой и важный документ, который определяет основные вехи и направления развития компании. И составлять его лучше не в одиночестве.
- Формирование продукта и целевая аудитория
Одна из болезненных тем для фаундеров. Многие влюблены в свое детище настолько, что не видят вокруг ни конкурентов, ни реальных потребностей клиентов. При взаимодействии с ментором часто происходит pivot, когда продукт предпринимателя разворачивается в другую сторону от изначального курса. Причина этого в глубоком анализе продукта и целевой аудитории.
- Поиск УТП
Процесс еще более занятный и сложный. Найти УТП не всегда возможно, так как на развитых рынках порой сложно сформировать уникальность. Тогда нужно создавать ОТП (оптимальное торговое преимущество) - это список метрик, важных для потребителя, сумма которых будет выделять ваш продукт на рынке.
- Построение отдела продаж
Продажами хотят заниматься 2 фаундера из 10. Остальные или не знают как этот процесс строится, либо не любят продавать. А те, кто увлечен продажами, зачастую не обращают внимание на продукт. Вот такой дуализм.
- Построение маркетинга и лидогенерации в компании
В современных реалиях маркетинг приобрел масштабы, сравнимые с размерами вселенных. Десятки направлений, сотни специалистов, миллионные бюджеты и высокая стоимость лида. Поэтому часто нужен ментор, который поможет разобраться в этих вопросах и создать нужный фокус.
- Поиск инвестиций
Это отдельный проект. Мне понравилась аналогия одного предпринимателя, который сравнил поиск инвестора с продажами, только в качестве клиентов выступают потенциальные инвесторы, а в качестве продукта ваш бизнес. Здесь нужен ментор, который имеет опыт общения с инвест-сообществами и сам проходил такой путь, хотя бы один раз.
- Могут появляться и узкие вопросы
Например, мы с командой сейчас ищем ментора для модернизации нашей фабрики. Наш запрос - переход от ручного к автоматизированному процессу производства и рост объемов с пропорционально меньшим ростом ФОТ линейного персонала. И тут нам ни стратеги, ни маркетологи не помогут.
В целом, вопросы зависят от стадии развития вашего проекта. И если они у вас есть, вы можете задать их нашим менторам на бесплатной встрече фаундеров и Клуба менторов. Разработку стратегии бизнеса за 30 минут мы, конечно, не обещаем. Но проект ваш оценим и дадим рекомендации, как можно увеличить эффективность и избежать ошибок. Регистрация на встречу https://forms.gle/XZTNHEuSSXvpbydN6