Фермерская история в России не простая. Особенно со сбытом. Есть виртуозы, у которых получается, но больше банкротств, разочарований или постоянного "креста" за "крохи". В журнале "Эксперт" уже была интересная статья про этот проект (https://soz.bio/kooperaciya-po-sibirski/). Недавно я снова по них читал в обзоре сибирской розницы https://dzen.ru/video/watch/63ec632e97b56c47103502a0.
Во-первых, они активисты раздельного сбора отходов. Сами творчески организовывали "Точку Сборки" (август 2021 г.) в Кемерово открыли павильон, куда можно сдать 13 видов отходов, а взамен получить бонусы в специальном приложении. Бонусы можно обменять на товары из эколавки или купон на скидку в магазинах сети.
Во-вторых, они пробуют формат сотрудников-собственников, делегируя ответственность и инициативу сотрудникам магазинов.
В-третьих, у них есть стройная идея и модель. Это очень важна. В органике и фермерстве многие "зависают" и не могут сформулировать концепцию и и идею проекта, а значит и воплотить.
Сеть они расширяют, растёт доля готовой еды. Есть исходное головное производство, от которого "плясали" все будущие фермерские истории.
Важный пример для изучения тем, кто занимается производством и продажами нишевых продуктов питания (органических, фермерских, функциональных и др.).
Выжимки из статьи:
"Как собрать вокруг себя «инкубатор» из 160 фермеров, создать сеть магазинов, которая выросла до крупного сетевого игрока региона, и не бояться конкуренции с «соседним магазином»?
Кемеровская сеть фермерских товаров «Калина-Малина» была запущена в 2014 году. Основой сети стали розничные магазины кузбасского производителя колбас Артема Волкова. Собственник компании быстро понял, что продавать классический ассортимент «молоко-колбаса-фрукты» – не лучшая стратегия для роста и масштабирования сети, и переключился на фермерские продукты, совершенно новую категорию для региона.
Иногда «Калину-Малину» сравнивают со «Вкусвиллом», но разница все-таки есть. У «Вкусвилл» концепция проще – подзаказное рецептурное производство по определенной себестоимости. «Калина-Малина» работает с очень мелкими фермерами, с продуктами ручного труда, помогая «с нуля» организовать продажи и даже перезапускать производство. В начале работы сети гипотеза, что люди будут покупать фермерский товар с ценой выше рынка, не выглядела проверенной бизнес-моделью, но эксперимент на яйцах и молочных продуктах показал – возможность есть, и сеть активно включилась в работу.
Главные факты о сети:
Домашний регион – Кемерово и область, также оперирует в Новосибирске, Алтайском крае, Красноярске и Томске.
Насчитывает 110 магазинов и развивается как франчайзинговый проект.
Некоторые точки передаются в управление по «внутренней франшизе» – чаще всего управляющим магазинов или сотрудникам офиса. Во время тестирования этого метода один из магазинов по объему продаж вырос на 20%!
На то, чтобы собрать полный ассортиментный портфель уникальных фермерских продуктов, ушло примерно полгода.
Матрица пересматривается примерно раз в три года, новые точки открываются со стандартной матрицей.
Сеть проводит только ситуационные акции – вчерашний продукт в конце дня могут продавать со скидкой. Постоянных акций по типу «желтого ценника» нет – попытка ввести скидки привела к снижению продаж.
Система лояльности сети не дает прямую скидку, а накапливает бонусы, и задумана в пользу нематериальных трат, например, на донаты фермеру или услугу нарезки блюд.
У сети лояльные условия для поставщиков.
Средняя площадь торговых точек ~ 90 кв. м, в ассортименте ~ 3 000 SKU, средний чек – 450 рублей.
Портрет покупателя: 25-45 лет, семьи с маленькими детьми.
Сеть локализуется на новых территориях присутствия, например, достраивает РЦ в Красноярске, чтобы плотнее работать с местными поставщиками.
В августе 2021 года «Калина-Малина» запустила проект «Точка сбора»: в Кемерово открыли павильон, куда можно сдать 13 видов отходов, а взамен получить бонусы в специальном приложении. Бонусы можно обменять на товары из эколавки или купон на скидку в магазинах сети.
#кооперация #кооператив #фермер #розница #магазин #рсо #продукты #еда