КЛИМАТ И ГОСПОДСТВУЮЩИЕ ВЕТРЫ
КЛИМАТ
Выпадающие на экваторе дожди характеризуются особой силой. Сезон дождей в северной части озера, расположенной чуть южнее экватора, начинается в начале октября и длится до конца декабря. Затем наступает перерыв, который длится от 4 до 8 недель; а в марте дождливый сезон вновь усиливается и длится до конца мая. Затем наступает период сухого сезона. Таким образом продолжительность осадков в северной части озера длится приблизительно в течение 8 месяцев.
Южное побережье (около 9° ю. ш.) находится под воздействием тропического климата Замбези. Как следствие, дожди там по-настоящему начинают лить в начале декабря и прекращаются в конце марта. Таким образом, выпадающие на юге дожди выпадают гораздо обильнее, дождливый сезон длится лишь четыре месяца, а количество осадков остается примерно такое же, как на севере.
Начало сезона дождей на юге значительно отличается от северного: оно начинается с отставанием на 6 до 8 недель; именно столько времени необходимо солнцу со свитой облакообразований на покрытие этого расстояния.
С приходом дождей вспучиваются горные потоки. Они каскадом бегут по склонам холмов и несут с собой смытые с долин и оврагов осадочные породы, а также минеральные соли, которые попадая в озерную воду становятся потом удобрениями при цветении фитопланктона. Последним в основном питаются ракообразные, которые, в свою очередь, являются основным источником пищи для многих рыб: как пелагических, так и прибрежных.
Насыщение минеральными солями северной части озера происходит с октября по май, а южной – с декабря по март; и это воздействует на рыб далеко идущими последствиями. Цветение фитопланктона в северной части озера в середине октября уже идет полным ходом. По мере того, как полноводные реки в центральной части, а затем и в южной частях озера поочередно разбухают и уносят в озеро свои аллювиальные отложения, с севера на юг начинает распространяться цветение фитопланктона, а за ним уже следуют мигрирующий зоопланктон и рыбы.
Питающиеся планктоном пелагические рыбы и охотящиеся на них хищники крейсируют по озеру в поисках пищи, и наступают периоды, когда одна половина озера становится практически лишенной косяков пелагических рыб, которые могли бы быть пригодны для рыболовства. Это говорит о том, что в озере Танганьика существуют сезонные миграции пелагических рыб.
Наличие в прибрежных водах минеральных солей подразумевает повышенное содержание в них планктона, если сравнивать их с открытыми водами. Таким образом питающиеся дрейфующим планктоном прибрежные виды освобождены от необходимости совершать миграции в поисках пищи.
В конце сухого сезона плотность планктона падает до 3000 единиц на м3, но в пик сезона достигает 350000 единиц на м3. Северный бассейн всегда имеет самую высокую планктонную плотность по нескольким причинам:
1. Северный бассейн довольно мелководен, и соли, которые оседают в глубинные зоны, зачастую выносятся обратно на поверхность посредством круговорота слоев воды.
2. Очень много находящихся в этом бассейне родников, ручьев, горных потоков и более крупных рек в этом бассейне пополняются за счет регулярных осадков. Их общее количество превышает сотню, 47 из них – это притоки, достигающие озера в районе залива Бертон, 13 из которых располагаются только на западном побережье полуострова Убвари.
Повышенное содержание планктона северных вод снижает их среднюю прозрачность, боковой обзор которых редко достигает 10 м, а часто не превышает 1–2 м, тогда как в центральных и южных районах он нередко бывает около 15 метров при минимуме в 5–6. Прозрачность воды напрямую влияет на проникновение солнечных лучей в толщу воды, поэтому рост растений в северном секторе значительно заторможен из-за чего растительный ковер, который часто называют биопокрытием, произрастает в более мелководных слоях воды. Последнее обстоятельство ограничивает распространение многих зависящих от биопокрытия видов рыб, например, Трофеусов (Tropheus) и Петрохромисов (Petrochromis), вынужденных довольствоваться более мелкой вертикальной областью распространения. Таким образом различие плотности планктона между северной и южной оконечностями озера может влиять на соотношение плотности живущих в них планктоноядных рыб и скальных травоядных.
Выпадающие на озеро дожди распределены неравномерно. Когда плывущие над озером облака приближаются к береговой линии, они наталкиваются на огромный тепловой барьер, что вынуждает их отклоняться в сторону и двигаться вдоль береговой линии. Именно поэтому дожди над побережьем выпадают в три раза обильнее, чем над открытыми водами озера.
Очень часто во время своих путешествий над внутренними районами озера облакам приходится прокладывать себе путь через такие особенности наземного рельефа, как долины или горные хребты. В конце концов они нередко появляются на очень коротком участке береговой линии, где осадков выпадает значительно больше, чем на прилегающие районы. Такие дождливые районы располагаются в южной части – к югу от мыса Чипимби, и в северной части озера – в 30 км к югу от Бужумбуры.
ГОСПОДСТВУЮЩИЕ ВЕТРЫ
Над Танганьикой господствуют юго-восточные ветры, которые гонят к западным хребтам влагу, образующуюся в процессе испарения озера. Влажный воздух, который поднимается вдоль склонов, охлаждается и конденсируется в виде облаков, которые, в свою очередь, проливаются в виде дождя и наполняют водой бесчисленные мелкие притоки. Именно поэтому над западным побережьем северной половины озера осадков выпадает больше, чем над восточным.
Однако господствующие юго-восточные ветры оказывают влияние не только на количество выпадающих осадков и описанное ранее формирование прибрежных лагун. Из-за озерной оси Север-Юг и локализации глубоких бассейнов вблизи западных берегов они также сильно воздействуют на распространение трех типов прибрежных сред обитания.
На западной береговой линии имеется три основных прибрежных биотопа. Одним из них является юго-западный биотоп, который простирается более чем в 300 км от залива Камерон-Бей до точки, расположенной немного севернее Моба. Он полностью состоит из горной породы, не нарушаемой речными дельтами, песчаными отмелями и пляжами. Эта береговая линия ежедневно подвергается ударам волн, смывающих с нее верхний слой почвы. В результате тяжелые частицы оседают в глубоких районах озера, а более легкие уносятся господствующими течениями в сторону севера, и оседают с подветренной стороны береговой линии вокруг мыса Тембве.
Севернее Тембве береговая линия на протяжении более 150 км сильно засорена илистыми отложениями. Из этого можно заключить, что находящееся перед Лукугой обширное неглубокое песчаное дно в основном имеют эоловое происхождение.
К северу от Калемие и стока Лукуги высятся горные хребты Нгомы, которые на той же озерной оси Север-Юг выравнивают центральную глубокую котловину. Там тоже разгуливают господствующие ветры, которые разрушают береговую линию. Образующийся под ударами волн мелкий ил уносится течениями на север, где оседает на вершине перешейка, отделяющего полуостров Убвари от западной части материка. Возможно, когда-то обрывистая береговая линия Нгомы простиралась до самого северо-западного угла озера: до Увиры и дельты Руззизи. И вполне вероятно, что раньше не существовало перешейка Убвари, который ныне является очень неглубокой заболоченной равниной, поскольку дно залива Касимиа, пусть и заилено песком, но, судя по всему, является каменистым.
Также оценить воздействие ветра и волн, хотя и в гораздо меньших масштабах, можно на юге: у полуострова Инанго – между заливом Касаба и заливом Нкамба. К востоку от залива Касаба с крутого откоса низвергается река Луфубу. Наносы, которые она несет с собой, заполняют нижнее течение реки и, как только они попадают в озеро, под влиянием господствующих ветров меняют направление и отклоняются на запад. Они оседают на мелководном дне залива Касаба и на восточной стороне полуострова формируют большой пляж. Весьма вероятно, что не так давно этот полуостров был островом, две бухты которого однажды слились в единое целое.
Ключом к последней истории этого района является разделение рас трофеусов (Tropheus) в этих двух бухтах. На востоке мы находим радужного трофеуса, представленного в заливе Касаба цветовой морфой “Kabeyeye”. Когда-то эти рыбы могли свободно путешествовать по скалистым районам, чтобы колонизировать остров Инанго и часть залива Камба. Там они столкнулись с другой формой трофеусов, пришедшей с запада, формой «с двойной буков V на носу», и в центральной части залива эти две расы пересеклись. После этого популяция трофеусов “Kabeyeye” оказалась отрезанной от залива Касаба и основной популяции Инанго в процессе заиливания этого района на участке между островом и материком.
Таким образом, господствующие ветры оказывают сильное воздействие на береговые линии (в особенности на западные берега), попеременно формируя мегаскальные биотопы или, наоборот, создавая слоеные экологические барьеры из песка и грязи.
(Продолжение следует)