Найти тему
МИР (Море История Россия)

Как родилась "операция Феликс"? (часть 2)

В Испании сменился министр иностранных (и, одновременно, внутренних) дел. Им стал Рамон Серрано Суньер, глава политической Хунты Испанской фаланги (по совместительству зять великого каудильо). 17 сентября он прибыл в Берлин для ведения переговоров. За услуги по пропуску немцев через свою территорию испанцы потребовали Все Французское Марокко и часть Алжира. Но была сложность. Эти территории принадлежали другому государству, которое называлось Etat France, которое при всей своей «нейтральности» было лояльно немцам. И, север Африки оставался верен правительству Петена.

маршал А.Ф.Петен
маршал А.Ф.Петен

23 сентября сильное британское военно-морское соединение с генералом де Голлем, английскими подразделениями и частями войск «Свободной Франции» на борту подошло к французской базе Дакар в Сенегале. Губернатора призвали присоединиться к национальному французскому движению, и после его отказа находившиеся в гавани французские военные корабли, среди которых был не полностью мореходный, но способный сражаться линкор «Ришелье», и береговые батареи были обстреляны. Ответный огонь был открыт довольно быстро. После врученного ночью и снова отклоненного ультиматума утром боевые действия возобновились и продолжились во второй половине дня, причем «Ришелье» и английский линкор «Бархам» получили попадания. Утром 25 сентября перестрелка возобновилась, и английский линкор «Резолюшн» был торпедирован французской подводной лодкой. После этого британская эскадра вышла в открытое море (но, это отдельная история).

В качестве ответного удара французские военно-воздушные силы из Северной Африки 24 и 25 сентября сбросили около 450 бомб на портовые сооружения Гибралтара. Отчего у немцев возник соблазн использовать французов в качестве союзников, и, испанцам отказали.

Испанцы поехали в Рим, но и там амбициозные испанцы не смогли сторговаться с не менее амбициозными итальянцами, и Серрано Суньер вернулся ни с чем. После этого 4 октября Гитлер и Муссолини, встретившись 4 октября на Бреннере, пришли к соглашению, ввиду огромного значения взятия Гибралтара в рамках общей военной стратегии, переговоры с испанцами продолжить и постараться снизить их запросы до приемлемых. Если же это не удастся, Гитлер имел намерение лично встретиться с генералом Франко, напомнив ему про «должок».

При таких обстоятельствах немецкое Верховное командование решило до поры до времени воздержаться от дальнейшего следования плану совместного немецко-итальянско-испанского нападения на Гибралтар.

В 20-х числах октября А. Гитлер совершил дипломатическое «турне», встретившись с маршалом Петеном, после чего поезд прибыл на границу с Испанией, где в личном салон-вагоне Адольфа Алоизовича опять состоялись переговоры с испанской делегацией. Участвовал в них и Иоахим фон Риббентроп (ну, да, те самые снимки, где Гитлер запечатлен с Франко на ж/д вокзале, именно из той серии).

-3

Встреча фюрера с каудильо состоялась 23 октября 1940 года в Эндае. На ней Гитлер безуспешно пытался убедить Франко предоставить коридор для прохода немецких войск по испанской территории. «Настало время для Испании принять участие в войне», – заявил Гитлер.

Гитлер предложил немедленное заключение союзнического соглашения и вступление Испании в войну уже в начале 1941 года. За это испанскому правительству был предложен Гибралтар и расширение колониальных владений в Африке. И тут Франко пошел на попятную.

Он начал рассказывать про трудную экономическую ситуацию, сложившуюся в Испании, ее незащищенное побережье, недостаточное вооружение и оснащение вооруженных сил.

На заверение в значительной немецкой экономической и военной помощи он в конце концов выразил готовность к заключению соглашения, но продолжал настаивать на уже высказанных Суньером в Берлине и Риме территориальных претензиях. Он также заявил, что срок вступления Испании в войну будет определен только после обеспечения снабжения страны продуктами питания и выполнения требований, касающихся поставок оружия. («Покормите мою страну, дайте оружия, и я, может быть вступлю в войну на вашей стороне»).

Немецкий переводчик доктор Пауль Шмидт, присутствовавший на той встрече, вспоминал, что Гитлер неожиданно предложил передать Испании не только Гибралтар, но и даже некоторые территории в Африке. В ответ на это Франко неожиданно зачитал длинный список испанских требований: «Несколько сот тысяч тонн пшеницы немедленно. Современные вооружения, включая тяжелую артиллерию для операций против Гибралтара. Он хотел защиты длинного побережья от любых атак Королевского флота Великобритании. У него было мало зенитных орудий. Как Испания могла обезопасить себя от ожидаемой потери Канарских островов? Кроме того, занятие Гибралтара иностранными частями не соотносилось с национальной гордостью испанцев. Крепость может быть взята только испанцами»

Гитлер сказал «крутись, как хочешь, но похороны завтра» (шутю, я шутю), но срок вступления Испании в войну против Великобритании должен был наступить не позднее 10 января 1941 года (при любых раскладах). Но, встреча окончилась НИЧЕМ. Но, Гитлер был уверен в успехе своей миссии.

Поэтому он решил временно отказаться от желательной для ОКХ отправки большого разведывательного штаба в Испанию и вместо этого только пополнить разведывательный штаб адмирала Канариса несколькими офицерами Генерального штаба. Изложенные в исследовании отдела обороны страны оперативные цели должны были лечь в основу приготовлений вермахта, а Генеральному штабу сухопутных сил было поручено приступить к разработке оперативных планов. Одновременно снова начал активную работу разведштаб В.Канариса.

Первый лист доклада генерала Йодля от 4 ноября 1940 года
Первый лист доклада генерала Йодля от 4 ноября 1940 года

Вот поэтому активная фаза подготовки операции пришлась на 4-18 ноября 1940 года. Разработка плана исходила из того, что Испания молча поддержит операцию, Португалия, вопреки давлению англичан, останется нейтральной, а Франция допустит немецкие мероприятия на своей государственной территории, а возможно, и косвенно поддержит их путем предоставления транспортных судов и аэродромов, а также сооружения складов для хранения запасов. В планах участвовали и итальянские войска, но, тут вышла незадача. Италия ввязалась в другую авантюру (греческую), и ввязалась она в нее, не спросясь немецкого "папочку".

Почему эта активность прекратилась? Все просто. 18 ноября 1940 года глава испанского МИДа Серрано Суньер прибыл в Берхтесгаден для срочной встречи с фюрером, желавшим окончательно определиться с позицией Испании. Гитлер вновь предложил испанцам вступить в войну на стороне Германии и пропустить немецкие войска. Фюрер планировал осуществить операцию «Феликс» до марта 1941 года. Серрано Суньер озвучил позицию Франко. Он заявил, что Испания не готова к войне с Англией и поэтому не может пропустить немецкие войска через свою территорию. Все... облом.

Но на этом история не заканчивается.

А, потому, давайте немного отвлечемся от политики, и (просто так, ради интереса) переключимся на некоторые данные, предоставленные В.Канарисом. Например, он предоставил данные по испанской береговой обороне. Тема для нас интересна, если мы планируем продолжить рассказ про гражданскую войну в Испании. Но об этом в следующей статье...