Найти тему
Штабной писарь

БНМАУ Ч.6 Мандал. Марш танковой дивизии

Марш танковой дивизии. Привал. Фото автора
Марш танковой дивизии. Привал. Фото автора

Как я уже говорил (здесь), передислокация Бийской танковой из Арвайхэрэ в Мандалгоби состоялась своим ходом – иначе и не было никаких вариантов. Железных дорог там отродясь не было, как и аэродромов, способных принимать тяжелые транспортники. Да даже если б и были – перебросить под тысячу единиц ВВТ воздухом даже для союза советских социалистических было бы чересчур.

Перегон тот, естественно, не начался внезапно. После принятия решений понеслись указания и подготовительные работы. Проверив наличие и состояние, начались авральные ремонтно-восстановительные работы. Кроме того, нарисовалась большая проблема с АКБ. Даже сухозаряженные уже «переходили» свои сроки хранения, и после своего приведения в б/г… показали полную свою не б/г. 🤷‍

Посему поэтому полетели к нам в Арвай борта – Ан-12, заставленные аккумуляторными батареями, ну и другим нужным имуществом до кучи. Сколько их было – не помню, однако запомнился рассказ лётчиков об одном из них:

…пересекаем «ленту» (границу) СССР. До границы вели нас нормально, однако после со связи все пропали. Никаких навигационных и прочих указаний. Куда летим – хрен знамо. Кругом голая безжизненная равнина, никаких ориентиров. Крики о помощи в эфире остались безответны. Хотя, может быть, кто-то эпизодически им всё-таки по радио что-то подсказывал. Через пару часов штурман, помусолив карты с часами, говорит: – командир, вроде как здесь нам садиться! А где здесь-то? Ничего не видно (летели по зиме ещё. И хотя в тех местах снега особо никогда и не бывало – всё ветер сдувал, тем не менее с воздуха местность выглядела грязно-серо-белой). Кое-как, сделав кучу кругов, заметили «аэродром». К тому времени, ожидающие тот борт на земле, развернули целую «целеуказательную операцию». Вдоль куска поля, под наименованием ВПП было раскидано всё, за что только мог зацепиться взгляд с воздуха. В ход шли грязные тенты, машины угля с котельной, и даже, к ужасу начвеща, – новенькие чёрные танковые комбезы со склада. Для обозначения взлётки также сооружали и жгли кострища.

С горем пополам, борт начал заходить на посадку. Пробовали четырежды – не могли попасть по высоте и габариту. В конце концов, самолёт рухнул приземлился, чуть не оторвав себе крылья, трижды «слепив горбыля» - падая с высоты и подпрыгивая вновь…

Лётчики вышли из кабины в состоянии шока, ругались и клялись никогда больше в Монголию не летать.

-2
  • Автор делает оговорку, для критиков и специалистов – рассказ этот был услышан за «праздничным» столом по поводу прилёта и приземления. И ему (автору) тогда было около 16 лет. Естественно, технические моменты, лётные термины и тезисы я не запомнил, и воспроизвёл «как попало». Чайник, короче я был тогда в полётах, да как и сейчас. 😁 Однако сам этот факт, несомненно, имел место быть на самом деле.

Более того, лётчики были заселены в «гостиничный номер», представлявший из себя квартиру в бараке по соседству с нашей. Так что рассказы тех лётчиков я слушал регулярно. Кстати, после разгрузки и реабилитации, выразившейся в повальном УСН, лётчики те попробовали улететь, и… не смогли. Один движок у них не запустился. Теоретически и на трёх можно было пустому борту «ушкандыбать». Но решили не рисковать, тем более в монгольском то небе. И месяца два они продолжали ежедневную реабилитацию, покуда не прилетел за ними другой борт, с техниками и движком на замену. Местной «архи» (монгольская водка крепостью 38º) было выпито немерено! 😁

-3

Но, как бы то ни было, техника была приведена в готовность к маршу. В установленное планом время, на аэродроме сели борта с личным составом – механиками-водителями, технарями и их командирами. На дворе уже было лето. Разместили их в палаточном лагере.

Все дивизионные запасы, естественно, поднимали с собой. В том числе боеприпасы. Врезалось в память, как «равист» бегал и с криками рвал на себе волосы – так как никак не мог загрузить все боеприпасы в выделенный ему транспорт. Мало машин. Но больше – нету! Хоть тресни. И что – оставлять где попало снаряды и прочее? Подсудное же дело! Вроде как решили стащить остатки в одно хранилище и оставить команду на охрану, а затем отдельными рейсами забрать. Было ли это реализовано – не знаю. Слыхал я, что вроде как даже прикопали те остатки. Тихонько. В степи. И дорогу затоптали.

Во всяком случае, сейфы особиста ломились от находок – и стрелкотня, и гранаты (в том числе противотанковые РКГ), и чего только не несли ему, найденное «под ногами». Переезд, как известно – большой бардак. А переезд цельной дивизии – бардак эпичный!

Под конец подготовки прилетел целый московский генерал – помощь оказывать. И контроль осуществлять. Как это водится, внёс он смуту во все планы, возмущался по любому поводу, и не утверждал никаких решений. И обзывал всех вокруг «земляными червяками». И жрал военторговский коньяк ящиками. Но был с генералом тем один большой плюс. Был у него «поджопный» вертолёт. Который очень пригодился на марше.

-4

Сам марш я наблюдал со стороны – мы с прапорщиком-автомобилистом ехали отдельно на ЗиЛ-130, со всяким барахлом. Попутно делая кадры на старенький «Зенит». К сожалению, большая часть тех кадров канула в лету, а найденные в домашних загашниках весьма прискорбного качества. Но, как говорится – что имеем. 🤷‍

Автор с прапорщиком из БМО на фоне колонны техники, на очередном привале. Фото из архива автора
Автор с прапорщиком из БМО на фоне колонны техники, на очередном привале. Фото из архива автора

Не помню уже, сколько времени продлился тот марш… Думаю, что величина суточного перехода танковой (смешанной) колонны была не более 150 км, что при расстоянии между исходным пунктом и районом сосредоточения около 300км, даёт двое суток пути, с учётом пары привалов в сутки и ночного отдыха. Хотя, может не без участия дурного генерала с его хотелками, решили «вдарить по бездорожью» за один переход…

-6

Однако технику по степям да пустыням потом собирали дня два, не меньше, если не больше. Хорошо был вертолёт. Помню, что один из потерявшихся танков, нашли уже на подъезде… к исходному пункту. 😁 Поломавшись, он отстал от колонны, а устранив поломку, резво кинулся в ночи её догонять, только вот, не разобравшись в сторонах света, - в обратную сторону по следам гусениц. 🤷‍

Помню ещё небольшой «международный скандал». Где-то в глубине бескрайней полупустыни у монголов стоял какой-то их «тотем» - столб каменный. Танкистам, естественно, пара сотен километров пустоты справа того столба и столько-же слева показались недостаточными для манёвра. Поэтому в таком узком месте со столбом они разъехаться никак не смогли. И снесли его подчистую, к ядрёной фене. С последующими причитаниями буддийских ортодоксов и прочими такими «нотами протеста».

Батя на ПУМе во главе колонны. Фото автора
Батя на ПУМе во главе колонны. Фото автора

Но, невзирая на все трудности, неизбежное окончание марша, наконец-то произошло. И начались будни в новом населённом пункте нашего «временного ПМЖ», со столь звучным названием – Мандалгоби.

-8

ПыСы. Позволю себе на пару дней покинуть читателя – завтра у нас ежегодный сейшн ветеранов, ну а послезавтра праздничный сабантуй. 😁