ОГЭ по русскому языку 2023. Варианты заданий с использованием эпитетов.
Варианты заданий по русскому языку для девятиклассников содержат такие задания, как анализ средств выразительности.
Поговорим об образных средствах выразительности. Они называются тропы. Троп – это оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении с целью создания образности, выразительности.
Есть несколько видов тропов. В прошлой публикации были рассмотрены задания, содержащие метафоры (употребление слова, высказывания в переносном значении, основанном на сходстве двух предметов, явлений).
Сегодня речь пойдёт о другом тропе. Рассмотрим задания, содержащие эпитеты.
Эпитет – это определение при слове, он влияет на его выразительность, даёт эмоциональную окраску слову.Нужно ещё добавить, что эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. Определения, которые выражают отношение человека к предмету, чувства, которые этот предмет у человека вызывает, называются поэтическими определениями. Или эпитетами. Надо учитывать, что есть простые определения для слов, они называются логическими, например, дом деревянный, дом кирпичный. В данных примерах нет эпитетов, они содержат определения предмета, в них нет эмоциональной оценки.
Обратимся к предложениям, содержащим эпитеты.
1. И пытался представить себе, какими теперь будут её искристые, озорные глаза. (ИСКРИСТЫЕ, ОЗОРНЫЕ – эпитеты, которые характеризуют ГЛАЗА, содержат эмоциональное и оценочное определение).
2. Никчёмные и расчётливые люди этим не занимаются: одним нечего доверить бумаге, другим жалко времени. (НИКЧЁМНЫЕ И РАСЧЁТЛИВЫЕ – эпитеты, содержащие оценочное определение).
3. Она читала негромко, сочным и ясным голосом, расходившимся широко, и при одном звуке его невольно вспоминалась детям их спокойная, текущая по полям река, сверкающий воздух и журавли, неторопливо плывущие в небе. (СОЧНЫМ И ЯСНЫМ – эпитеты, дающие оценочное определение ГОЛОСУ; СВЕРКАЮЩИЙ – эпитет, содержащий эмоциональное определение предмета).
4. По мере того как лилась с её губ чудесная родная речь, сложенная в дивные стихи, всё милей становилось её лицо, всё привлекательней казалась ребятам её тонкая, одетая в чёрное платье фигура, её русая коса. (Предложение содержит много эпитетов, они легко определяются, например, ЧУДЕСНАЯ РЕЧЬ, ДИВНЫЕ СТИХИ).
5. А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю. (Эмоционально передаёт состояние эпитет СВЕТЛАЯ в сочетании со словом ГРУСТЬ).
6. Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь. (РЕЛЬЕФНЫЕ ОБРАЗЫ, ПРЕКРАСНАЯ ПЕСНЯ, ЗАВЕТНАЯ КНИГА – всем этим словосочетаниям эпитеты придают эмоциональное определение).
7. То скакала через бугорки, то находила зелёную душистую полянку и замирала, припадая к цветам, то запрокидывала голову и уверяла, что через голубое небо пробивается золотистый свет. (ЗЕЛЁНАЯ ДУШИСТАЯ ПОЛЯНКА, ЗОЛОТИСТЫЙ СВЕТ - всем этим словосочетаниям эпитеты придают оценочное определение).
8. Сергей Петрович глянул на яркий букет племянницы, вдохнул свежий пряный запах, и ему захотелось собрать букет для жены. (ЯРКИЙ БУКЕТ, СВЕЖИЙ ПРЯНЫЙ ЗАПАХ - всем этим словосочетаниям эпитеты придают оценочное определение).
9. Утром Дюшка проснулся рано с кипучим чувством – скорей, скорей! (КИПУЧЕЕ ЧУВСТВО – эпитет передаёт эмоциональное состояние).
10. Большие парадно-мрачные птицы молчаливо вперевалку разгуливали по дороге, и каждая из них в отрешённом уединении носила свой серый клюв, нет-нет да и трогая им землю задумчиво, рассеянно, брезгливо. (ПАРАДНО-МРАЧНЫЕ ПТИЦЫ – эпитет даёт оценочное определение; ОТРЕШЁННОЕ УЕДИНЕНИЕ – эпитет передаёт эмоциональное состояние).
11. Слёзы горькие утираю я, как гляну в карточку – вспоминаю я…(СЛЁЗЫ ГОРЬКИЕ - эпитет передаёт эмоциональное состояние).
12. Только она здесь не бабушка, а весёлая крепкая тётушка. (ВЕСЁЛАЯ КРЕПКАЯ ТЁТУШКА - эпитет даёт оценочное определение).
13. И тут истошные Ладины крики внезапно смолкли, и сентябрьская ночь исполнилась блаженной тишиной. (ИСТОШНЫЕ КРИКИ, БЛАЖЕННАЯ ТИШИНА – этим словосочетаниям эпитеты дают оценочное определение).
14. Вот так, наверное, приблизительно так звучал бы горестный плач безутешной дворняжки Лады в переводе на человеческий язык. (ГОРЕСТНЫЙ ПЛАЧ, БЕЗУТЕШНАЯ ДВОРНЯЖКА - эпитеты передают эмоциональное состояние).
15. Я размышлял о её жизни, об отношении этой женщины к родной земле, к труду, к людям и, кажется, начинал понимать…(РОДНАЯ ЗЕМЛЯ – эпитет даёт образное определение слова ЗЕМЛЯ).
16. Анну Дмитриевну Ермакову можно назвать классической бабушкой: добрая, милая, славная, с замечательным чувством юмора. (Предложение содержит много эпитетов, они легко определяются, например, КЛАССИЧЕСКАЯ БАБУШКА; БАБУШКА ДОБРАЯ, МИЛАЯ, СЛАВНАЯ; ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО ЮМОРА).
Итак, только те определения, которые выражают отношение человека к предмету, чувства, которые этот предмет у человека вызывает, становятся эпитетами.
Желаю успехов!